Роман Самсонов: Анализ форм контрактов и концессионных соглашений для работы в Арктике требуют доработки и переосмысления

Глава Минэнерго РФ Александр Новак накануне заявил, что развитие нефтегазовых проектов в Арктике в действующем налоговом режиме и при текущих ценах на нефть пока остается нерентабельным и требует льгот и дополнительных мер стимулирования.

По словам министра, для более интенсивного развития региона необходимо стимулировать условия: создать такую систему налогообложения, которая бы выровняла доходность реализации проектов в Арктике по сравнению с проектами в Западной Сибири либо в других регионах.

Почему маржинальность арктических проектов недостаточна Агентству нефтегазовой информации рассказал первый проректор Самарского университета имени С.П. Королева, руководитель рабочей группы «Разведка, добыча, сервис» при Минэнерго РФ Роман Самсонов.

— Не случайно министр энергетики РФ Александр Новак приводит в качестве аргументов два существенных фактора — наша внутренняя налоговая политика и цена на нефть на мировом рынке. С одной стороны, налоговая политика принималась Минфином РФ как раз для учета и защиты внутреннего рынка от влияния изменений цены на нефть. В частности, таким образом Минфин создавал условия для нефтяных компаний, которые позволяют им с учетом особенностей территорий освоения месторождений УВС, компенсировать убытки и продолжить плановую разведку и добычу в соответствии с лицензионными соглашениями, которые далеко не всегда соответствуют реалиям текущего периода.

При этом специфика нашего нефтегазового сектора связана с тем, что основные владельцы лицензий и разработчики — это большие ВИНКи, как правило, государственные компании. Многие из них занимаются освоением новых территорий и месторождений, по сути, как компании специального назначения, выполняя задачи первопроходцев с вытекающими из этого рисками и непредвиденными расходами. Частично налоговый маневр помог им, но явно недостаточно, в связи с расширением давления внешних рыночных условий, а именно снижения цен и потенциального потребления.

Но, налоговый маневр не позволил учесть все особенности финансовых убытков разработки месторождений ТРИЗов.

Довольно большим давлением стали и экологические требования международной общественности, в частности для арктических проектов. Независимые и малые российские нефтяные компании при явном их потенциале скорее проиграли при налоговом маневре и терпят убытки. При этом, совершенно не учитываются геологические и добычные особенности месторождений и, казалось бы, очевидный фактор необходимости развития инфраструктуры для освоения большинства из них. Ведь реально только Сахалин и Балтика имеют преимущества для шельфовых проектов из-за доступности к рынкам сбыта и возможности организации транспортировки продукции.

Большинство месторождений, несмотря на довольно высокие характеристики качества нефти, расположены довольно далеко от транспортных маршрутов, которые также находятся только в самом начале пути развития.

Надо также отметить, что зачастую проблема государственной поддержки проектов на шельфе или в Арктике состоит не просто в финансовой поддержке или дотации. Хотя даже в этой области есть существенные проблемы. Проводимый нами ранее анализ существующих форм контрактов и концессионных соглашений требуют существенной доработки и переосмысления. Часто не хватает законодательной базы для работы в море. Хотя бы в части регулирования вопросов создания искусственных островов и другого. Все эти факторы и заставляют Минэнерго поднимать эти вопросы и прорабатывать их не только на экспертном уровне, но и выносить на обсуждение с уполномоченными органами власти и ведомствами.

На ближайшем заседании нашей рабочей группы «Разведка, добыча и сервис» экспертного совета по технологическому развитию нефтегазовой отрасли Минэнерго РФ, которую я возглавляю, кроме конкретных технологических предложений, поступивших на экспертизу, будем рассматривать и эти вопросы, поднятые Александром Новаком. Это будет первое официальное заседание нашей группы.

Источник: АНГИ