Крупнейшая нефтесервисная компания в мире сообщает об убытках по результатам прошлого года. Главными причинами финансовых потерь Schlumberger стали списания по результатам ранее заключенных сделок по поглощению активов, а также ослабление спроса на услуги по гидроразрыву пласта на рынках Соединенных Штатов и Канады. На текущий год три сервисных гиганта — Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes, контролирующих 26% мирового рынка сервисных услуг для нефтегазовых компаний — запланировали большую распродажу, суммарно предложив покупателям активы на 800 млн долларов. Вот уже несколько лет подряд мировой нефтесервис находится под давлением экономящих на издержках добывающих компаний. Язык не поворачивается назвать здоровой такую ситуацию в нефтяной отрасли…
В 2019 г. серьезно пострадали акционеры Schlumberger: за год акция компания подешевела на 7,32 доллара, тогда как еще в 2018 г. она была доходной (+1,53 доллара за год). Чистая прибыль международной нефтесервисной корпорации в четвертом квартале прошлого года упала на 38% до 333 млн долларов США с 538 млн долларов, зафиксированных по итогам аналогичного периода 2018 г. Schlumberger отмечает снижение доходов на 10% на рынках Северной Америки, в то время как ее доходы от предоставляемых нефтесервисных услуг на рынках Ближнего Востока, Европы и Латинской Америки выросли на 8%. Руководство Schlumberger отмечает, что увеличение прибыли на международных рынках (за исключением США и Канады) произошло после четырех лет беспрерывного спада.
Сейчас лидер мирового нефтесервиса нацелен на рост (в текущем году международные добывающие компании могут увеличить расходы в upstream на 5%), одновременно предупреждая о замедлении инвестиционных процессов на Ближнем Востоке и России в ближайшие месяцы из-за принятого в конце 2019 г. решения о сокращении производства нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Schlumberger прогнозирует снижение активности нефтяников в Ираке, оказавшегося в эпицентре конфликта США и Ирана. Нефтесервисная корпорация также нацелена и на сокращение объемов своего североамериканского бизнеса в первом квартале.
В прошлом году Schlumberger списала в убытки стоимость приобретения двух американских бизнес-единиц, сформированных в результате поглощения в 2010 г. нефтесервисной компании Smith International и приобретения в 2016 г. Cameron International, специализирующейся на услугах для шельфовых проектов. В качестве ответа на потери доходов на фоне спада в американской сланцевой индустрии Schlumberger планирует сокращение расходов и затевает большую распродажу активов. Во второй половине прошлого года работу потеряли более 1,4 тыс. специалистов лидера мирового нефтесервиса.
Руководство компании планирует также сокращение бизнеса по гидроразрыву пласта, всего два года назад он пополнился активами на 430 млн долларов за счет активных приобретений. Сейчас Schlumberger собирается вдвое сократить число действующих установок для гидроразрыва пласта. Кроме того, компания рассматривает возможность продажи бизнеса, предоставляющего услуги для увеличения добычи из стареющих нефтяных и газовых скважин. В планах остановка еще одного североамериканского бизнеса по предоставлению услуг на действующих сухопутных скважинах.
Стремясь преодолеть тяжелые последствия затяжного кризиса в мировом нефтесервисе, большая тройка сервисных компаний начинает 2020 г. с большой распродажи активов. Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes выставляют на продажу подразделения на общую сумму в 800 млн долларов. Нефтесервисные корпорации выходят из наименее прибыльных сегментов бизнеса. Приспосабливаясь к падающему спросу на их услуги, сервисные игроки ставят сегодня цели сохранения привлекательности для инвесторов и повышения доходов акционеров, что больше не связано с ростом объемов бурения и расширением спектра предоставляемых нефтяникам услуг.
Источник: Нефтянка