На 20 лет. Немецкий регулятор вывел МГП Северный поток из-под действия новой газовой директивы ЕС

Есть нюанс — минимальный срок эксплуатации МГП Северный поток составляет 50 лет, так что 20-летнее освобождение газопровода от поправок к газовой директиве ЕС лишь переносит вопрос в будущее

Федеральное сетевое агентство Германии (Bundesnetzagentur, BNetzA) удовлетворило заявку Nord Stream, оператора магистрального газопровода (МГП) Северный поток, о выводе газопровода из-под действия обновленной газовой директивы ЕС.
Соответствующее решение опубликовано 20 мая 2020 г. на сайте BNetzA.

Коллегия №7 разрешила отступить от правил новой газовой директивы ЕС в отношении участка МГП Северный поток, расположенного на территории Германии.
Освобождение дается сроком на 20 лет, начиная с 12 декабря 2019 г.

Nord Stream выразила удовлетворение положительным решением BNetzA.
Управляющий директор Nord Stream А. Зайцев, отметил, что германское ведомство подтвердило отсутствие негативного влияния Северного потока на конкурентную ситуацию на внутреннем газовом рынке Европы.

Впрочем, решение BNetzA по поводу МГП Северный поток было ожидаемым, поскольку газопровод был построен когда поправок к газовой директиве ЕС не было еще в проекте.
МГП Северный поток протяженностью 1224 км и пропускной способностью 55 млрд м3/год газа соединяет проходит Выборг в России и Любмин в Германии по дну Балтийского моря.
Строительство газопровода началось в 2010 г., 1я нитка была введена в эксплуатацию в ноябре 2011 г., и 2янитка — в октябре 2012 г.
С момента ввода 1й нитки МГП Северный поток в эксплуатацию в Европу по газопроводу поставлено уже более 345 млрд м3 газа.
В 2019 г. по МГП Северный поток в Германию было поставлено более 58,5 млрд м3, на мощности, превышающей номинальную газопровод работает уже в течение 2 полных лет, что подтверждает востребованность этого маршрута поставок газа у европейских потребителей.
Есть нюанс — минимальный срок эксплуатации МГП Северный поток составляет 50 лет, так что 20-летнее освобождение газопровода от поправок к газовой директиве ЕС лишь переносит вопрос в будущее.
20 лет — серьезный срок и многое в европейском законодательстве может измениться, правда тенденция этих изменений говорит не в пользу расширения сотрудничества с Россией.

В Европе в последние годы росли опасения по поводу зависимости от поставок российского газа, что привело к серьезным регуляторным изменениям, включая поправки к газовой директиве ЕС.
Принятие поправок в газовую директиву ЕС было инициировано в 2019 г., а в силу изменения вступили 23 мая 2019 г.
Поправки распространяют нормы 3го энергопакета ЕС на газопроводы, в т.ч. морские, между государствами-членами ЕС и странами, не входящими в ЕС, причем это касается как новых, так и уже действующих газопроводов.
Это означает, что под требования 3го энергопакета (разделение компаний-поставщиков газа и транспортирующих компаний, доступ к газопроводу сторонних поставщиков и др.) попадают действующий МГП Северный поток и строящийся МГП Северный поток-2.
Для газопроводов применение измененной газовой директивы ЕС означает неполную (50%) загрузку и снижение экономической эффективности.

Германия как основной получатель газа, поступающего по МГП Северный поток и Северный поток-2, имплементировала поправки к газовой директиве ЕС в свое законодательство очень гибко.
В ноябре 2019 г. Бундестаг принял законопроект, который привел национальное энергетическое законодательство Германии в соответствие с обновленной газовой директивой ЕС.
Однако Бундестаг сделал оговорку, что из-под действия новых правил освобождаются газопроводы, построенные до 24 мая 2020 г., т.е. МГП Северный поток под поправки попасть не должен был.
В декабре 2019 г. BNetzA открыл прием заявок на вывод из-под действия обновленной газовой директивы ЕС.
Nord Stream и Nord Stream 2, операторы МГП Северный поток и Северный поток-2, обратились к регулятору в январе 2020 г.
Заявка Nord Stream была удовлетворена, а Nord Stream 2 — отклонена.

Напомним, что 15 мая 2020 г. та же Коллегия №7 BNetzA отклонила ходатайство Nord Stream 2, объяснив свое решение тем, что на исключительный статус могут претендовать лишь газопроводы, строительство которых было завершено до 23 мая 2019 г.
Строительство газопровода началось в 2018 г., завершить его планировалось в конце 2019 г.
Однако проект затягивался — сначала из-за позиции Дании, которая долго и мучительно согласовывала выдачу разрешения на строительство газопровода в своих водах, а затем проект вообще был приостановлен, поскольку подрядчик Allseas увел свои суда-трубоукладчики из-за санкций США.
На момент остановки работ в декабре 2019 г. на дно Балтийского моря было уложено 2300 км по обеим ниткам (93%), осталось построить 160 км линейной части.
В Германию уже пришло российское трубоукладочное судно, которое может завершить строительство, идут подготовительные работы по возобновлению строительства.
Новый срок ввода в эксплуатацию МГП Северный поток-2 — конец 2020 г.  или 1й квартал 2021 г., причем инвестиционно проект практически завершен.
Так, немецкая Wintershall Dea, являющаяся 1 из 5 европейских партнеров Газпрома по проекту, полностью выполнила свои обязательства по финансированию МГП Северный поток-2.

Nord Stream 2 в своей заявке на исключение МГП Северный поток-2 из-под измененной газовой директивы ЕС апеллировала к тому, что на 23 мая 2019 г. газопровод был завершен с точки зрения экономической функциональности.
На основании действующей в то время правовой базы компания осуществила безвозвратные инвестиции еще до того, как ЕК объявила о своем плане по изменению газовой директивы.
Nord Stream 2 уже предлагала регулятору рассмотреть понятие завершение проекта шире, нежели просто с точки зрения строительно-технических процессов, однако, этот аргумент BNetzA отвергло.
Теперь компания рассматривает возможность подачи апелляции в Высший земельный суд Дюссельдорфа, а тот, возможно, перенаправит запрос в Европейский суд — высшую судебную инстанцию ЕС.

Однако европейские суды не очень благосклонны к российским газовым проектам.
Европейский суд общей юрисдикции отклонил апелляцию Nord Stream и Nord Stream 2 против поправок к газовой директиве ЕС.
Компании просили аннулировать директиву 2019/692, вносящую поправки в газовую директиву ЕС, из-за нарушения принципов права ЕС о равном обращении и пропорциональности.  
Однако суд отклонил иски компаний, отметив, что документ не затрагивает эти компании.
Nord Stream 2 заявила, что решение суда Европейского союза общей юрисдикции касается только процессуальных вопросов о допустимости рассмотрения иска в суде.
По существу иск не был отклонен, включая довод компании о том, что поправки к газовой директиве являются незаконной дискриминацией проекта Северный поток-2.
Компания анализирует решение и может подать апелляцию в течение отведенных на это 2 месяцев.

Возможны и другие варианты обеспечить полную загрузку МГП Северный поток-2.
В ноябре 2019 г. Газпром начал прорабатывать запасной план с созданием отдельной компании-оператора для завершающей части трубопровода протяженностью в 22 км.
Handelsblatt тогда сообщала, что Газпром создал предприятие, которому может быть передан последний участок газопровода, чтобы выполнить требования 3го энергопакета ЕС.
Главное — достроить.

Источник: Neftegaz.RU