Алексей Миллер: «Газпром» станет одним из ведущих игроков на мировом гелиевом рынке

Сегодня в Санкт-Петербурге на площадке Лахта Центра состоялась презентация проекта производства и маркетинга гелия в рамках Восточной газовой программы, реализуемой «Газпромом».

В мероприятии приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, заместитель Министра энергетики РФ Антон Инюцын, заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и генеральный директор ООО «Газпром гелий сервис» Любовь Бриш.

На Востоке России «Газпром» строит Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ, статус реализации проекта — 66%). Здесь из многокомпонентного газа Чаяндинского и, в перспективе, Ковыктинского месторождений, транспортируемого по газопроводу «Сила Сибири», в числе других ценных компонентов будет выделяться и сжижаться гелий. Он востребован в высокотехнологичных отраслях промышленности. Спрос на гелий растет, в первую очередь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. По объему производства гелия — 60 млн куб. м в год — Амурский ГПЗ станет мировым лидером.

С Амурского ГПЗ товарный гелий в контейнерах, сохраняющих температуру —269 °С, будет доставляться в Логистический центр обслуживания изотермических контейнеров в районе г. Владивостока и далее направляться на экспорт через порты Приморского края. Логистический центр создается на территории ТОР «Надеждинская» и станет крупнейшим в мире хабом по обслуживанию гелиевых изотермических контейнеров для поставки жидкого гелия на мировой рынок. Планируемая пропускная способность — свыше 4,5 тыс. технологических операций с контейнерами в год. Строительная готовность объекта — более 70%.

Транспортировку контейнеров между заводом, хабом и портами обеспечат российские магистральные тягачи KAMAZ-5490 Neo, работающие на сжиженном природном газе (СПГ) — экологичном моторном топливе. Версия KAMAZ-5490 Neo на СПГ была разработана специально для «Газпрома» и представлена в ходе мероприятия.

Тягач оснащен двумя топливными криогенными баками по 530 литров СПГ каждый. Этого объема достаточно, чтобы без дозаправки преодолеть дистанцию до 1400 км. Грузовик изготовлен в соответствии с требованиями Европейского соглашения по международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, ADR). Он оборудован современными системами безопасности (АБС, курсовой устойчивости), спутниковой навигацией и системой мониторинга, учета и контроля автотранспорта и водителей ИТИС.

В рамках мероприятия Любовь Бриш и Сергей Когогин подписали договор поставки 18 магистральных тягачей на СПГ до 1 апреля 2021 года. Компания-производитель обеспечит обслуживание автопарка «Газпром гелий сервис» в своих сервисных центрах на территории Амурской области, Приморского и Хабаровского краев.

«После вывода Амурского ГПЗ на полную мощность „Газпром“ станет одним из ведущих игроков на международном гелиевом рынке. Компания нарастит объем производства гелия в 13 раз. Это около трети текущего мирового спроса. Важно, что этот путь „Газпром“ пройдет в тесном взаимодействии с отечественной промышленностью. Сотрудничество с „КАМАЗом“ — яркий тому пример», — сказал Алексей Миллер.

На мероприятии также были представлены автобусы, работающие на природном газе, которые закупает Санкт-Петербург в рамках совместного с «Газпром газомоторное топливо» пилотного проекта по развитию рынка газомоторного топлива. Использование экологичного пассажирского транспорта повышает комфортность городской среды. К 2024 году компания планирует увеличить количество газозаправочных объектов в городе до 25 единиц.

Источник