Роснедра: В 2020 году недропользователи сократили инвестиции в ГРР до 250 млрд руб.

Сокращение бюджетных расходов на ГРР до 2023 года, уже в 2021 году приведет к снижению прироста локализованных ресурсов на 13-14%. В условиях вызовов 2020 года и сокращения финансирования геологоразведки недропользователями, ситуация выглядит несколько пессимистично. Однако у отрасли еще остается надежда на возвращение инвестиций компаний в ГРР в следующем году к уровню 2019 года. 

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) подвело итоги 2020 года Агентству нефтегазовой информации.

— 2020 год был непростым и внес значительные коррективы в планы нефтегазовых компаний. Как изменилась стратегия развития ГРР у недропользователей?

— Действительно, в течение последних пяти лет происходило последовательное увеличение объемов финансирования ГРР за счет средств недропользователей: с 251 млрд в 2015 году до 314 млрд в 2019 году. В 2020 году снижение деловой активности на фоне введения ограничительных и запретительных мер, направленных на предотвращение распространения COVID-19, негативно отразилось на показателях как мировой экономики, так и российской. С учетом сложившейся макроэкономической ситуации можно ожидать снижения объемов ГРР в текущем году ориентировочно на 20% относительно 2019 году, когда суммарные затраты недропользователей на выполнение ГРР составили 314 млрд руб. Таким образом, прогнозируемые затраты в 2020 году составят порядка 250 млрд руб. В 2021 году по экспертным оценкам планируется достижение уровня финансирования 2019 года с последующим ростом порядка 5%.

Основные усилия недропользователей направлены на доразведку ранее открытых месторождений и поиск новых, как правило, мелких и мельчайших по запасам УВ в районах традиционной нефтегазодобычи и только единичные объекты располагаются в слабоизученных районах.

Основные объемы работ в 2020-2021 гг. компании планируют проводить в наиболее перспективных регионах. Это континентальный шельф, Уральский и Сибирский федеральные округа. Изменяющаяся структура минерально-сырьевой базы углеводородов, связанная с постепенным истощением высокодебитных запасов на месторождениях, а также наличие трудноизвлекаемых ресурсов — сланцевая нефть, глубоководные и арктические месторождения, — потребует от компаний скорейшей разработки передовых технологий разведки и добычи углеводородов.

— Как можно охарактеризовать ситуацию с государственным финансированием геологоразведочных работ?

— Существующая на сегодняшний день неблагоприятная обстановка как в целом в мировой экономике, так и в нефтегазодобывающей отрасли в частности, потребовала принятия соответствующих мер со стороны правительства и органов власти Российской Федерации. Так, федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено сокращение бюджетных ассигнований на мероприятия подпрограмм государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 10%. Таким образом, заложенные в новый бюджет государственные расходы на финансирование геологоразведочных работ составляют всего 70% от ассигнований 2014 года. Это вынуждает корректировать планы по государственному геологическому изучению недр в меньшую сторону.

Напомним, что снижение данных ассигнований происходит последовательно, начиная с 2015 года.

— Как изменился план геологического изучения недр на 2021 год за счет средств федерального бюджета?

— В целом, основные направления геологоразведочных работ на наиболее перспективных территориях страны остаются неизменными вне зависимости от текущей экономической ситуации. Снижение бюджетного финансирования ГРР, в первую очередь, не должно повлиять на качество выполняемых работ и их основное назначение.

С учетом того, что лишь 34% площади нефтеперспективных земель находится в распределенном фонде, в условиях сокращения бюджетного финансирования была поставлена задача концентрации работ в таких зонах. Именно здесь в последние годы были сосредоточены основные объемы геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета, что позволило повысить эффективность работ и ускорить подготовку новых центров нефтедобычи.

Основным показателем геологоразведочных работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, является прирост локализованных ресурсов Дл. По результатам работ 2019 года показатель составил 5,8 млрд тонн у.т. В 2020 году локализация ресурсов ожидается на том же уровне. В 2021 году, в связи с сокращением бюджетных ассигнований на 2021-2023 годы, ожидается уменьшение прироста локализованных ресурсов в целом по России на 13-14%.

— С 2020 года Роснедра проводят открытые конкурсы на геологоразведку, как это повлияло на рынок? Отмечается ли повышение интереса со стороны частных компаний?

— С 2020 года региональный этап геологоразведочных работ на углеводородное сырье выполняется силами подведомственных государственных учреждений. В конкурсах на субподрядные работы приняли участие многие сервисные компании, такие как ООО «Геотек сейсморазведка», ОАО «Удмуртнефтегеофизика», ОАО «Морская Арктическая Геологоразведочная Экспедиция», АО ГН1111 «Аэрогеофизика», ООО «Геосейс-сервис», ООО «Тюменская сервисная геологическая компания», что говорит об интересе компаний к работам за счет средств федерального бюджета. Акционерное общество «Росгеология» также принимало участие в конкурсах и стало победителем в 9 из них, заключив контракты на общую сумму 11,8 млрд руб.

— В 2021 году истекает срок действия государственных контрактов с Росгеологией и в СМИ нередко бывают предположения о замене единственного исполнителя геологоразведочных работ. Реально ли заменить Росгеологию другими компаниями или у холдинга пока нет конкурентов в России?

— Принятие решения об определении Акционерного общества «Росгеология» (АО «Росгео») единственным исполнителем работ в рамках реализации мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья отнесено к компетенции Правительства РФ. Однако в течение последних лет наблюдалось систематическое нарушение АО «Росгео» сроков исполнения обязательств по государственным контрактам с Роснедрами. При этом абсолютным приоритетом Роснедр является исполнение государственных контрактов с достижением заданного геологического результата. При наличии возможностей и условий полного завершения работ, Роснедра, как заказчик, не выступало с инициативой досрочного расторжения контрактов, обязательства по которым не были исполнены в установленные сроки, а в установленном порядке продлевало сроки завершения расчетов по неисполненным обязательствам истекшего года. Вместе с тем по итогам 2019 года объем обязательств АО «Росгео» с нарушенными сроками исполнения вырос до 4,7 млрд руб.

Начиная с 2020 года, законом о федеральном бюджете предусматривается перераспределение бюджетных ассигнований на мероприятия по региональному геологическому изучению недр. В этой связи в настоящее время геологоразведочные работы на углеводородное сырье осуществляются как в рамках мероприятия «Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья», единственным исполнителем работ по которому является АО «Росгео», так и в рамках мероприятия «Региональные геологогеофизические и геолого-съемочные работы», которые должны выполняться по государственным заданиям подведомственными Роснедрам бюджетными учреждениями. При этом бюджетные учреждения вправе привлекать субподрядчиков — специализированные геологические компании — на основании конкурсов, проводимых в соответствии с 44-ФЗ. В них наравне с другими организациями вправе участвовать и АО «Росгео».

Сейчас, не получив итогов текущего года, преждевременно говорить о том, насколько конкурсный подход эффективнее, чем деятельность «единственного исполнителя». Однако следует отметить, что уже сегодня ряд работ по объектам выполняется с опережением установленного контрактами графика. Также существенным результатом перехода на конкурсное размещение заказа в 2020 году можно назвать экономию, полученную от снижения цен в результате конкурсных торгов, которая составила порядка 20%.

— Какие аукционы по участкам на углеводородное сырье Вы бы отметили в 2020 году? На какую сумму было разыграно аукционов (по УВС) в текущем году?

— По данным на 7 декабря в части углеводородного сырья состоялся 21 аукцион на пользование недрами, совокупный размер стартовых платежей которых составил 422 млн руб. По результатам проведенных торгов, итоговый размер разовых платежей за пользование недрами составил 6,160 млрд. руб. Из наиболее крупных по размеру разовых платежей за пользование недрами можно выделить аукционы на участки недр Новобарабановский (1,507 млрд руб.) и Бабичевский (1,204 млрд руб.), расположенные на территории Оренбургской области.

—  По каким участкам аукционы переносятся на 2021 год?

— Аукционы на Логасъеганский, Хошгортъеганский, Хараеганский участки на территории ЯНАО перенесены с 2020 года на 2 квартал 2021. Кроме того, аукционы по 6 участкам недр, расположенным на территории Республики Башкортостан, которые планировались к проведению в 2020 году, перенесены на 4 квартал 2021 года.

— Какие территории в России являются стратегическими или наиболее перспективными по изучению нефтегазоносности в ближайшие годы?

— Для воспроизводства сырьевой базы углеводородов целесообразно проведение геологоразведочных работ как для повышения степени изученности уже выявленных перспективных площадей, так и в малоизученных регионах с низкой степенью разведанности. В рамках Государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» геологоразведочные работы с учетом текущей и перспективной потребности в разведанных запасах нефти и газа ведутся по следующим направлениям:

— оценка нефтегазового ресурсного потенциала и его локализация в пределах Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций и континентального шельфа Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения ресурсной базы нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Сила Сибири» и добычных кластеров в целях загрузки Северного морского пути;

— вовлечение в освоение трудноизвлекаемых запасов нефти и их аналогов с годовым объемом не менее 10 млн тонн к 2030 году;

 — региональные геолого-геофизические исследования и последующие поисково-оценочные работы в пределах основных нефтеперспективных зон в целях подготовки новых нефтедобычных центров;

— формирование ресурсной базы углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, гарантирующей энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в период замещения основных регионов нефтегазодобычи после 2030 года;

 — обеспечение ежегодного прироста добычи из месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации с достижением к 2040 году максимального годового уровня добычи нефти и конденсата не менее 65 млн тонн и природного газа 230 млрд куб. метров, при этом уровень добычи сырья будет зависеть от развития внешних и внутренних рынков и должен определяться его балансом на долгосрочную перспективу. Таким образом, обеспечивается сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы и ее использования для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также закрепление геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу.

Источник