Пакистан — новый газовый рынок для России

Проект строительства газопровода «Пакистанский поток» (бывший «Север — Юг») сменил состав акционеров. Консорциум российских инвесторов получит в проекте долю в размере не менее 26%. Российская сторона будет вносить свой вклад в оплату своей доли либо в денежной форме, либо в виде услуг и продукции, используемых для его реализации.

О его перспективах для России Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий эксперт ФНЭБ и финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

— Пакистан — страна, где до сих пор есть проблемы со стабильным энергообеспечением и поставками электроэнергии в частности. Один из способов решения данного вопроса может стать природный газ. Но с традиционными поставками по трубопроводам много сложностей. Так, из-за санкций, Тегеран с партнерами не смог реализовать проект газопровода из Исламской республики в Пакистан и далее в Индию (проект Peace pipeline). Он сейчас отложен на неопределенный срок. Мешают и политические разногласия между Пакистаном и Индией. Абстракцией остается проект газопровода TAPI из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и Индию. В данном случае мешает ситуация в Афганистане и тот факт, что КНР фактически забронировала все свободные газовые мощности в Туркменистане.

Остается вариант с использованием СПГ (приход газа в порт Карачи на юге Пакистана, регазификации и дальнейшей поставки газа по трубам на север государства в район Лахора). Ориентировочная мощность проекта — 12,4 млрд кубов газа в год, протяженность газопровода — 1,1 тыс. км. Россия могла бы участвовать в этом проекте через различные компании. Поэтому Исламабад предложил заменить «Ростех» на иные компании с целью снижения санкционных рисков, Пакистан не хочет лишний раз раздражать США.

Для России же это выход на новый рынок, где есть потенциал роста потребления энергии и запрос на новую инфраструктуру, которая в итоге будет оплачена страной-заказчиком проекта. Появляется и возможность обкатать технологии в новом для российского бизнеса регионе. При этом доля отечественных компаний в новой конфигурации проекта снизится с 85% до 26%, а это говорит о том, что риски будут перераспределены между иными инвесторами, помимо российских игроков.

Источник