Персональные углеродные квоты (PCA — Personal Carbon Allowances) — способ перенести борьбу с выбросами на уровень беззащитных потребителей

Британская газета Independent сообщила, что концепция персональных углеродных квот все больше набирает обороты среди экспертов как возможный ответ на климатический кризис.

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).

Идея персональных углеродных квот (PCA — Personal Carbon Allowances) состоит в том, чтобы каждый месяц каждому человеку или домохозяйству предоставлялась ограниченная квота на выбросы, которую можно будет потратить на отопление, электроэнергию, поездки, продукты питания и, возможно, потребительские товары. Те, кто хочет потратить больше, могут докупить PCA на рынке, где их будут продавать те, у которых появились излишки.

Сторонники PCA считают, что такая система установит связь между поведением потребителей и глобальным потеплением, поскольку потребители будут искать более экологичную энергию, топливо и товары. Система будет поощрять предприятия с низким уровнем выбросов. «На людей приходится около 45 процентов выбросов углерода в Великобритании», — говорит доктор Тина Фосетт, исполняющая обязанности руководителя энергетической программы Оксфордского университета и исследователь, которая уже почти 20 лет занимается этой концепцией. «Личные бюджеты могут быть относительно простым и понятным инструментом для сокращения выбросов», — считает Фосетт.

Идею PCA впервые выдвинул писатель-эколог Дэвид Флеминг в 1996 году, тогда он использовал название «торгуемые энергетические квоты (TEQ)». В 2006–2007 годах тогдашний министр окружающей среды Великобритании Дэвид Милибэнд заказал два доклада об возможности потенциальном использовании квот. Концепция, с восторгом говорил он, обладает «простотой и красотой, которые вознаграждали бы углеродную бережливость». 

План предусматривал выпуск углеродных единиц, каждая из которых была бы эквивалентом 1 кг парниковых газов, для использования при покупке таких товаров, как авиабилеты и бензин.

В Ирландии обсуждались сертификаты на квоты, охватывающие всю экономику. Всем взрослым выдавались бы сертификаты на равную долю национальных выбросов. Такие сертификаты предлагалось продавать через банки и почтовые отделения физическим лицам и компаниям, использующим ископаемое топливо. В Калифорнии была предложена торговля углеродом для техники домашних хозяйств, которая бы регулировалась коммунальными службами. Во Франции были проведены оценки централизованно управляемых торгуемых разрешений на транспортировку углерода, связанных с частным транспортом. Ученые из Гронингенского университета предложили торговлю выбросами в масштабах всего Европейского союза для домашних хозяйств и транспорта, встроенную в схему торговли выбросами ЕС (ETS). В этой схеме бесплатные квоты на углерод распределяются для каждой категории малых эмитентов на основе их исторических выбросов. 

Пока реальных действий по внедрению квот не отмечено, хотя попытки приблизиться к ним были. Так, жители финского города Лахти имели возможность принять участие в экспериментальной программе PCA для мониторинга и торговли квотами на выбросы углерода, связанными с поездками и мобильностью. Из 120 тыс. жителей соответствующее приложение на смартфоны скачали 3000 человек, но только каждый третий пользователь заявил о снижении выбросов за счет преимущественного пользования общественным транспортом и велосипедами. Меньше 1% желающих — не вдохновляющий результат.

В итоге изучения правительством Великобритании в 2000-х годах возможности принятия схемы PCA для сокращения выбросов углерода от домашних хозяйств идея была отвергнута из-за низкой социальной приемлемости, технологических барьеров и высоких затрат на внедрение. При этом подтвердился принципиальный момент: система квот будет выгодна домохозяйствам с низкими доходами и убыточна для домохозяйств с высокими доходами. То есть идею PCA можно продвигать под лозунгом социальной справедливости. 

В начале 2010-х годов к PCA относились, как к «большой идее, которая так и не взлетела» и как к «политике, которая опережает свое время». 

Ключевой вопрос PCA заключается в том, как они могут быть реализованы на практике? Какая технология необходима для управления углеродными счетами? Как люди будут отслеживать свои квоты на выбросы углерода? И как будут торговаться квоты? Станут ли квоты вторыми деньгами? Однозначных ответов на эти вопросы до сих пор нет.

Тем не менее, окно возможностей для внедрения PCA связывают с многолетней усиленной обработкой населения кошмаром глобального потепления, что привело к положительному восприятию обществом мер по борьбе с углеродными выбросами. 

Вторым фактором стала пандемия коронавируса, показавшая реальность введения жестких ограничений в масштабах всего общества. Перейти от ковидных ограничений к углеродным ограничениям не слишком сложно. Достижения в области информационно-коммуникационных технологий, цифровизации и искусственного интеллекта также приблизили власти к возможности учета персональных углеродных квот при всех действиях человека: от покупок в продуктовых магазинах до поездок на автомобиле или в самолете.

Борьба с углеродными выбросами явно более долгоиграющая тема, чем пандемия. К тому же еще и более пригодная для внедрения элементов контроля в повседневную жизнь людей и управления экономикой. Достаточно приписать любым товарам и транспорту углеродные единицы, чтобы регулировать структуру и объем их потребления. Плюс торговля PCA – новый необъятный рынок с безграничными возможностями для обогащения, что уже продемонстрировал европейский рынок ETS. 

Провал СОР26 и постоянный рост выбросов вопреки многолетней борьбе с ними — еще один стимул перенести борьбу с выбросами на уровень потребителей, которые куда как более беззащитны, чем глобальные нефтегазовые корпорации и энергокомпании, которым простят все, даже рост потребления угля, лишь бы в розетке было электричество. 

Источник