Переход государств на проведение «зеленых» госзакупок (ориентированных на достижение углеродной нейтральности или снижение выбросов парникового газа) может к 2050 привести к росту госрасходов на 3-6%, говорится в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) и консалтинговой компании BCG «Зеленые госзакупки как катализатор углеродно-нейтральной экономики».
«Исследование показывает, что примерно 40% всех выбросов, связанных с госзакупками, могут быть уменьшены при затратах менее $15 за тонну выбросов CO2, хотя от отрасли к отрасли эта сумма различается, — говорится в сообщении BCG. — В то же время, более экологичные госзакупки вряд ли увеличат расходы правительств более чем на 3-6% (на $300-450 млрд, влияние на цену в процентах рассчитано на базе исходных данных для США на 2021 год, в других странах этот показатель будет отличаться)».
По данным исследователей, на госзакупки приходится около 7,5 млрд тонн выбросов СО2. Причем большую их часть (70-75%) формируют шесть отраслей: оборона и безопасность (1,3 млрд тонн), транспорт (900 млн тонн), услуги по обращению с отходами (900 млн тонн), строительство (900 млн тонн), промышленность (600 млн тонн) и ЖКХ (600 млн тонн). При этом отмечается, в первых двух сегментах государство формирует 90% и 60% спроса. В остальных сегментах — от 25% до 5%.
Эксперты считают, что в сегментах обороны и безопасности, транспорта и строительства при затратах до $15 на тонну выбросов СО2 можно сократить до 35% от общего объема выбросов. В $15-100 за тонну будет обходиться сокращение выбросов в «оборонке» на 20%, на транспорте — на 15%, в строительстве — на 55%. Сокращение остальных выбросов (45%, 50% И 10% соответственно) будет обходиться государствам в более чем $100 за тонну.
В сегментах услуг по обращению с отходами, промышленности и ЖКХ при затратах менее $15 за тонну выбросов можно будет сократить 55%, 45% и 55% выбросов, при затратах от $15 до $100 — 30%, 30% и 45%, при затратах более $100 за тонну — 15% и 25%.
В то же время исследователи считают, что переход на «зеленые» госзакупки будут стимулировать дополнительные инвестиции со стороны частного сектора и создавать новые рабочие места. Предполагается, что к 2050 году общий объем таких инвестиций составит около $4 трлн, а число новых рабочих мест — 3 млн.
«Объемы госзакупок и средств, выделяемых государствами на эти цели, могут иметь большое значение в борьбе с глобальным потеплением, — отметил управляющий директор и старший партнер BCG Йорг Хильдебрандт. — При переходе на более устойчивые продукты и услуги правительствам придется некоторое время платить «зеленую премию». Однако затем затраты будут снижаться по мере распространения новых технологий, благодаря которым производство углеродно-нейтральных продуктов станет более эффективным с экономической точки зрения».
В РФ вопрос перехода к «зеленым» госзакупкам или использования в таких закупках каких-либо экологических стандартов пока остается открытым.
«Говорить о введении новых правил госзакупок для снижения выбросов в России скорее преждевременно, поскольку прежде предстоит сформировать страновые приоритеты и механизмы стимулирования энергоперехода, включая механизмы ценообразования и введения в хозяйственный оборот новой экономической сущности — СО2 эквивалент», — сказал партнер-эксперт и директор BCG Константин Полунин.
При этом участники российского рынка закупок считают, что ESG-тематика (Environmental, Social, Governance — экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления) окажет значительное влияние на закупочные процессы. «В течение ближайших месяцев услышим про «зеленых» поставщиков, «зеленые» поставки и т.п.», — говорил в декабре гендиректор электронной торговой площадки (ЭТП) «Сбер А» («Сбербанк-АСТ») Николай Андреев. — «Уверен, что такие компоненты, как «зеленость» закупок и «зеленость» поставщиков, будет отрейтингована и внесена в определенные реестры».
В свою очередь начальник департамента сводного планирования и организации закупочной деятельности ПАО «Россети» (MOEX: RSTI) Юрий Зафесов отмечал, что ESG-тематика становится все более актуальной для российских компаний. Однако с ее принятием и распространением в стране есть определенные трудности.
«Принципы ESG детально не прописаны и сегодня в мире существует около 500 центров, которые занимаются сертификацией соответствия компаний принципам ESG, — говорил Зафесов. — Однако каждый из этих центров понимает и трактует ESG по-разному, что снижает ценность их сертификатов».
По мнению Зафесова, России необходим единый ESG-стандарт, который можно было бы использовать и в закупках. Сейчас этим вопросом, по его словам, занимается «Деловая Россия».
Ранее заместитель председателя Банка России Руслан Вестеровский сообщал, что в Банке России обсуждается вопрос использования ESG-критериев при проведении закупок. Он считает, что поставщики, предлагающие более экологические товары, могут рассчитывать на премию.
«Такая продукция непосредственно при закупке может быть дороже, но в долгосрочной перспективе она в итоге будет дешевле», — говорил он.
Закупки Банка России не регламентируются закупочным законодательством — ЦБ самостоятельно определяет правила проведения своих закупок. В настоящее время Банк России руководствуется положением «О закупках Центрального банка РФ» (№632-П).