Администрация Джо Байдена заявила о предоставлении штатам $1,15 млрд долларов для консервации заброшенных нефтяных и газовых скважин.
Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
Предстоящее выделение администрацией США $1,15 млрд на консервацию бесхозных скважин станет частью помощи штатам из $4,7 млрд, которые были включены в закон об инфраструктуре, принятый в Конгрессе в прошлом году.
Белый дом заявил, что 26 штатов имеют право подать заявку на финансирование. Это почти каждый штат, который задокументировал наличие бесхозных скважин, то есть таких, владельцы которых либо неизвестны, либо неплатежеспособны.
В заявлении Министерства внутренних дел, контролирующего программу, говорится, что каждому штату будет выделен первоначальный грант в размере $25 млн и дополнительное финансирование исходя из количества задокументированных нефтяных и газовых скважин, предполагаемой стоимости закупорки скважин и количества потерянных рабочих мест с марта 2020 года по ноябрь 2021 года.
Техас и Пенсильвания имеют право на самое значительное финансирование в размере $107,5 млн и $104,2 млн соответственно.
Финансирование консервации заброшенных скважин является одним из направлений деятельности федеральной власти по сокращению выбросов метана.
Ранее Министерство внутренних дел заявило, что обнаружило более 130 000 задокументированных осиротевших скважин в Соединенных Штатах. Однако в недавнем докладе Carbon Tracker «RACE TO THE TOP. Internalizing oil and gas retirement costs» («Гонка к вершине. Интернационализация затрат на добычу нефти и газа») приводятся другие цифры: незадокументированных скважин — 1,2 млн, задокументированных скважин, нуждающихся в закупорке, — 2,6 млн. Консервация одной скважины оценивается авторами доклада примерно в $150 тыс., а на консервацию всего парка скважин надо около $400 млрд. При этом сами штаты в среднем обеспечили менее 1% этой суммы в виде гарантийных облигаций.
Оценка в $150 тыс. на скважину может оказаться завышенной. Так, в 2015 году Комиссия по сохранению нефти и газа Вайоминга насчитала среднюю сумму для глушения скважин $24,3 тыс.
В Техасе в 2017 году оценки консервации скважин колебались от $10 до $26 тыс.
Когда скважина достигает конца своего продуктивного срока службы, регуляторы требуют от оператора скважины удалить все оборудование и заткнуть скважину для предотвращения утечек. Обычно в скважину закачивается цемент, чтобы заполнить, по крайней мере, верхнюю и нижнюю части скважины и любые части, где нефть, газ или вода могут просачиваться в скважину или из нее. Федеральные регулирующие органы или соответствующие органы штатов определяют конкретные процедуры закупорки в зависимости от местных условий и рисков и могут контролировать операцию закупорки.
Тем не менее, есть много случаев, когда скважины не заглушаются должным образом перед тем, как быть заброшенными, особенно если оператор скважины обанкротится, оставив свои скважины «сиротами». Это часто происходит, когда цены на нефть быстро падают, что делает многие скважины нерентабельными для добычи. Так случалось во время избытка нефти в 1980-х годах, в результате финансового кризиса 2008 года и спада 2014 года.
В конце 1980-х годов Агентство по охране окружающей среды США подсчитало, что 200 000 из 1,2 миллиона заброшенных скважин, возможно, не были должным образом закупорены. С тех пор десятки тысяч осиротевших скважин были закупорены федеральными и штатными регуляторами, а также в рамках некоторых добровольных отраслевых программ.
Штаты, как правило, требуют от оператора гарантийного залога или других финансовых гарантий того, что скважина будет закупорена, а участок около скважины рекультивирован. Тем не менее, суммы облигаций могут не покрыть расходы на закупорку и очистку, если оператор обанкротится.
Некоторые операторы поступают хитро: они продают нерентабельную для эксплуатации скважину компании, у которой заведомо нет финансовых возможностей для ее консервации, в российской терминологии «компании-однодневке». Авторы доклада Carbon Tracker предлагают, чтобы малопродуктивные и бездействующие скважины не передавались новым операторам без предоставления финансовой гарантии полной стоимости в качестве условия продажи. Долговременно бездействующие скважины (например, бездействующие в течение более пяти лет) вообще не должны допускаться к передаче, если только правопреемник не обязуется заглушить эти скважины в течение определенного периода после вступления в собственность, и только при условии предоставления авансом полных финансовых гарантий.
Еще одна уловка операторов — чтобы не тратиться на закупорку скважин, бездействующие скважины классифицируются в официальных документах как активные. Например, Техническая рабочая группа по финансовому обеспечению, назначенная Комиссией по сохранению нефти и газа Колорадо (COGCC), обнаружила, что операторы поддерживают активный статус скважин, продавая от их имени купленную нефть или извлекая остатки из скважин, добыча из которых очевидно нерентабельна.
Большинство штатов взимают плату или производственную надбавку с операторов специально для восстановления бесхозных скважин и связанного с ними наземного оборудования. Например, Пенсильвания добавляет плату за осиротевшую скважину к сборам при подаче заявки на бурение. Техас добавляет 5/8-центовую надбавку за очистку нефтяных месторождений к налогу штата на добычу нефти. Совет по энергетическим ресурсам Оклахомы рекультивирует заброшенные участки скважин, используя добровольные отраслевые взносы, составляющие 0,1% от продаж нефти и газа.
В докладе Carbon Tracker приведены такие данные по скважинам в некоторых штатах.
Штат | Отношение действующих скважин к общему числу скважин | Число бездействующих скважин | Риск образования заброшенных скважин, млрд долл. |
Alaska | 47% | 4,805 | $1.2 |
North Dakota | 47% | 30,495 | $8.2 |
Wyoming | 32% | 62,579 | $9.4 |
Colorado | 23% | 59,711 | $8.3 |
New Mexico | 23% | 73,750 | $10.6 |
Texas | 17% | 620,498 | $96.9 |
Utah | 15% | 24,106 | $4.4 |
Louisiana | 12% | 71,040 | $10.5 |
Pennsylvania | 11% | 151,302 | $12.2 |
Oklahoma | 9% | 285,472 | $31.4 |
West Virginia | 7% | 100,444 | $7.6 |
California | 5% | 107,284 | $6.4 |
Ohio | 3% | 171,402 | $12.5 |
Сегодня ни в одном штате нет эффективной программы регулирования, обеспечивающей своевременное консервирование скважины, говорится в докладе.
В докладе также предлагается стимулировать операторов к быстрой закупорке недействующих и нерентабельных продуктивных скважин. Для этого предлагается разработать механизм выявления состояния скважины на протяжении всего ее жизненного цикла: от выдачи разрешения до начала добычи, потенциальной продажи или передачи, прекращения добычи. Например, можно потребовать от операторов исключить из числа добывающих скважины, которые не давали добычи в течение двух лет подряд.
Последняя новость по заброшенным скважинам в РФ — в стране накопилось порядка 26 тыс. таких скважин, сообщила 9 сентября 2021 г. в эфире ТВ Россия 24 вице-премьер В. Абрамченко. Ликвидация скважин якобы будет проходить в рамках программ по «генеральной уборке» страны, на которую будет выделено 20 млрд руб. — цифра датируется 2012 годом. А реестр бесхозных скважин обещали создать в 2003 году.