Найден способ избежать разрушения глинистых пород.
Избежать дополнительных затрат на бурение девонских скважин позволит способ, предложенный специалистами «Татнефти». Благодаря ему удастся сэкономить до миллиона рублей на скважину. Об этом пишут «Нефтяные вести» (Елена ФЕДОРОВА).
Неустойчивые горные породы — кыновские аргиллиты — залегают на Ромашкинском месторождении выше продуктивных девонских пластов. Толщина кыновского горизонта составляет более 20 метров (верхняя пачка в среднем — 16 м). Глинистые аргиллиты обваливаются, если находятся в открытом (необсаженном) состоянии более 48 часов.
При бурении стенки скважины подвергаются воздействию жидкости. Буровым раствором вымывается на поверхность пробуренная порода. Когда скважина пробурена до проектного забоя, выполняется окончательный каротаж. Подробные геофизические исследования занимают примерно сутки.
Затем проводится проработка ствола скважины — повторное прохождение пробуренного интервала буровым инструментом. Это позволяет убрать уступы, неровности, искривления, которые могут помешать спуску до забоя обсадной колонны. Процедура может занять более 24 часов. Поэтому глина набухает и начинает обваливаться, образуя в стенках ствола скважины каверны и уступы. А значит, скважину снова нужно прорабатывать, то есть нести дополнительные затраты.
Для сокращения времени нахождения глин в открытом состоянии предложено разделить процесс строительства скважины на 2 этапа с использованием новых технических средств оснащения обсадных колонн. Такую идею выдвинули замначальника отдела планирования и геологического сопровождения бурения скважин Управления ГТМ ДРМ СП «Татнефть-Добыча» Руслан ФАСХУТДИНОВ и главный эксперт проектного офиса Центра технологического развития (ЦТР) Рашит МИННУЛЛИН.
«Бурение останавливают на 10–15 метров выше кровли (верхнего уровня) глин. Скважину промывают буровым раствором, поднимают буровой инструмент и проводят первый этап окончательного каротажа», — рассказал Фасхутдинов. Затем бурение продолжается до проектного забоя. После этого выполняется второй этап окончательного каротажа, но только в продуктивной части. Он занимает не более 8 часов.
«Это позволяет без дополнительной проработки ствола скважины спустить эксплуатационную колонну, низ которой оборудован специальным прорабатывающим «башмаком», — пояснил он.
Далее колонну цементируют и после затвердевания цемента приступают к освоению скважины. Это позволяет сократить продолжительность строительства девонских скважин. Данный метод успешно прошел опытно-промышленные испытания. Проект стал победителем XVII республиканского конкурса «50 лучших инновационных идей для РТ».