Миру в ближайшие годы предстоит глобальная “битва за СПГ”. С таким прогнозом выступил на страницах издания The New York Times его обозреватель Стэнли Рид.
В частности, как отмечает Рид, около 40% потребляемого Европой газа поставляется из России. Отказ от более чем половины этих объемов к 2030 году, как планируют лидеры стран ЕС, приведет к тому, что Европе придется закупать дополнительные объемы СПГ на Ближнем Востоке и в США. При этом Европа, разумеется, войдет в конкуренцию с традиционными покупателями, в том числе с Китаем.
“Европейская конкуренция повышает вероятность глобальной битвы за предложение на рынке, возможности расширения которого, по мнению аналитиков, довольно ограничены. Традиционные покупатели СПГ сейчас находятся вовсе не в Европе, а в Азии. Китай, Япония и Южная Корея были главными его потребителями в прошлом году”, – отмечает Рид.
Решению проблемы и снижению цен на газ могли бы способствовать увеличение добычи и инвестиции в соответствующие технологии, однако данный путь находится под вопросом. На строительство терминалов по приему сжиженного газа потребуется не менее двух лет, а инвесторы не уверены, что к тому времени ситуация вновь не изменится.
“Кроме того, европейские лидеры настаивают, что газ – только временное решение до окончательного перехода к возобновляемым источникам энергии – ветру, солнцу и водороду”, – указывает обозреватель NYT. Если же добыча газа не увеличится, то попытка сократить его потребление из российских источников будет вести к росту цен.
США обещали Европе много СПГ, но откуда он возьмется?
Между тем недавно США заключили с Евросоюзом соглашение на поставку в 2022 году не менее 15 млрд кубометров газа в виде СПГ. Главная цель договоренности – снизить зависимость ЕС от российского природного газа. Однако это соглашение не обеспечено контрактами.
“Не были подписаны контракты на эти предполагаемые поставки, – признал в беседе с репортерами советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. – Тем не менее мы считаем, что определили источники, чтобы быть в состоянии достичь цели”.
“И речь идет о комбинации того, что США могут сделать напрямую. К примеру, 16 марта мы одобрили расширение числа стран, которые могут получать газ с некоторых наших терминалов. Это первое. Второе: мы уже за последние пару месяцев эффективно осуществляли стратегию перенаправления грузов СПГ, предназначавшихся изначально для других стран. Мы будем в состоянии продолжать действовать таким образом в течение нынешнего года”, – считает Салливан.
“В-третьих, президент Байден лично взаимодействует с некоторыми другими поставщиками газа, включая Катар, которые смогли активизироваться, – указал советник американского лидера. – Поэтому, если сложить все эти составляющие воедино, мы чувствуем уверенность, что достигнем цели”.
Однако газета The New York Times отметила со ссылкой на опрошенных ею экспертов, что эти намерения носят в значительной степени символический характер, по крайней мере, в ближайшем будущем. “У США недостаточно мощностей, чтобы экспортировать больше газа, а у Европы недостаточно возможностей, чтобы импортировать значительно больше газа”, – подчеркивалось в публикации.