По основным процессам российские компании всецело зависят от импортных технологических решений, и это было ясно еще в 2014 году
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуровсообщил, что малотоннажные заводы по сжижению газа импортозамещены почти на 100%, среднетоннажные — «достаточно большой процент», а по крупнотоннажным — «работаем с заинтересованными компаниями, в первую очередь с НОВАТЭКом», — передает слова главы ведомства «Интерфакс».Ранее Минпромторгзаявлял, что доля импортного оборудования для производства СПГ в России составляет порядка 68%, министерство планировало рост доли российского оборудования на средне- и крупнотоннажных СПГ-заводах (мощностью от 0,5 млн т в год) до 40% к 2024 г. и до 80% к 2030 г.
Напомним, что Евросоюз ввел новые санкции на поставку в Россию оборудования для переработки нефти и СПГ. В список новых ограничений попали технологические установки для охлаждения газа в СПГ-процессе, технологические установки для разделения и фракционирования углеводородов в процессе СПГ, технологические установки для сжижения природного газа, холодильные камеры в СПГ-процессе, криогенные теплообменники и криогенные насосы в процессе СПГ.Стоит отметить, что в настоящее время на стадии строительства в России находятся два проекта — это «Арктик СПГ 2» компании НОВАТЭК и Балтийский СПГ «Газпрома».
Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Фонда «Институт энергетики и финансов»:
«Зависимость российской отрасли, особенно крупнотоннажного СПГ, от зарубежных технологий и оборудования достаточно высокая. По основным процессам российские компании всецело зависят от импортных технологических решений, и это было ясно еще в 2014 году. Все понимали, что именно в сегменте СПГ быстро разработать отечественные аналоги одной России будет очень сложно. Поэтому введенные санкции являются серьезным ударом по российской индустрии сжижения. Учитывая, что мы не до конца закупили оборудование под уже строящиеся проекты, эти санкциикак минимум отложат реализацию новых заводов.
Проблема импортозамещения оборудования для производства СПГ существует с момента введения первых санкций в 2014 году — прошло уже 8 лет, а продвижения по разработке соответствующих технологий в России минимальны. СПГ-завод по своей сложности, особенно когда его строят на платформах, как в российской Арктике, сопоставим со строительство космического корабля. Поэтому быстро обеспечить импортозамещение тяжело.
Надеемся, что НОВАТЭК наработал опыт технического взаимодействия с французской Total.
Но говорить о том, что мы в ближайшие годы можем организовать в России полный технологический цикл производства СПГ, пока не представляется возможным. Поэтому Россия будет вынужденапересмотреть планы развития СПГ-отрасли, корректировать сроки ввода новых проектов. Возможно, от каких-то из них придется на время отказаться.
Присутствие России на мировом рынке СПГ будет сокращаться, но это прежде всего будет связано с мировым ростом объема сжижения газа. Вближайшие 5-7 лет новые мощности собираются вводить США и Катар. Россия продолжит сжижать примерно те объемы СПГ, которые она производит и сейчас.
Рост возможен только за счет «Арктик СПГ 1». Поэтому с учетом реализации СПГ-проектов в других странах можно предположить, что доля России на мировом рынке в среднесрочной перспективе будет сокращаться.
Что же касается европейского рынка, то сейчас российского сжиженного газа на нем мало. По итогам 2021 года российские компании поставили в ЕС порядка 15 млрд кубометров СПГ, и это на фоне экспорта 145 млрд российского сетевого газа. Но с точки зрения стратегии ЕС по переходу на СПГданными санкциями Евросоюз ухудшает и свои экономические возможности. В перспективе ближайших двух лет именно Россия должна была увеличить производство СПГ в мире. То есть мы видим курс на ускоренный и безальтернативный отказ от российского газа в любом его агрегатном состоянии».