Задачи это не новые, но сейчас их придется решать в режиме преодоления фактического импортоотключения России
Президент РФ В. Путин 14 апреля 2022 г., как и планировалось, провел совещание о текущей ситуации в нефтегазе страны.
В мероприятии приняли участие первый вице-премьер А. Белоусов, вице-премьер А. Новак, главы Минэнерго, Минприроды, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Минтранса Н. Шульгинов, А. Козлов, Д. Мантуров, М. Решетников, А. Силуанов, В. Савельев, председатель Центрального банка Э. Набиуллина, представители администрации президента и компании отрасли.
Текущие проблемы и пути решения
Во вступительном слове к участникам совещания В. Путин обозначил ряд проблем из-за действий недружественных стран и продолжил заочную полемику с властями ЕС, которые пытаются переложить на Россию ответственность за их собственные просчеты.
Представители ЕК и национальных властей стран ЕС неоднократно называли Газпром ненадежным поставщиком, причем ненадежность заключается не в неисполнении контрактных обязательств (соблюдение контрактов Газпромом ЕК признает), а в том, что компания не увеличила поставки на спотовый рынок в 2021 г., когда Европе потребовались дополнительные объемы газа.
В. Путин в очередной раз напомнил, что произошедший в Европе газовый кризис спровоцирован регуляторной политикой ЕК.
Тезисы от В. Путина:
- самая острая из проблем, с которыми столкнулись компании ТЭК в результате действий недружественных стран, связана с нарушением логистики экспортных поставок,
- наблюдаются сбои в оплате экспортных поставок российских энергоресурсов, банки из недружественных стран задерживают перевод платежей,
- поставлена задача — перевести расчеты за энергоресурсы на национальные валюты, постепенно уходить от доллара и евро:
- ключевая задача здесь — подготовить российский валютный рынок к такому переходу, чтобы любую иностранную валюту можно было свободно и в необходимом объеме обменять на российские рубли,
- мы намерены кардинально повысить долю расчетов в национальных валютах в системе внешней торговли,
- отказ от ненадежных, скомпрометировавших себя валют и юрисдикций — стратегическая задача с точки зрения финансовой, экономической безопасности России,
- российские энергетические компании — ответственные участники мирового рынка, они зарекомендовали себя не одним десятилетием работы, строгим выполнением своих обязательств,
- попытки западных стран заместить российские энергоресурсы альтернативными поставками:
- неизбежно отразятся на всей мировой экономике,
- могут стать весьма болезненными, в первую очередь для инициаторов такой политики,
- партнеры из недружественных стран сами признают, что не могут обойтись без российских энергоресурсов, в т.ч. без природного газа, разумной замены которого для Европы сейчас нет (она возможна, но сейчас отсутствует),
- свободных объемов на мировом рынке нет,
- поставки из других стран — прежде всего, из США, — которые могут быть направлены в Европу, обойдутся потребителям в разы дороже, что отразятся на уровне жизни людей и конкурентоспособности европейской экономики,
- несмотря на эти очевидные вещи, европейские страны:
- постоянно ведут разговоры об отказе от российских поставок, чем дополнительно дестабилизируют рынок и своими руками взвинчивают цены, прежде всего для своих граждан,
- готовы забыть о своей т.н. зеленой повестке и снова сделать ставку на энергетику с высоким углеродным следом,
- изначально специалисты и аналитики предупреждали, что ускоренный зеленый переход на практике невозможно будет осуществить без больших издержек, так все и оказалось на деле,
- теперь появился замечательный повод прикрыть свои собственные просчеты и свалить все на Россию — причем не только в энергетике, но и по многим другим направлениям,
- нужно принимать во внимание метания и постоянно скачущую линию поведения некоторых зарубежных стран, но руководствоваться — и сейчас, и на годы вперед — Россия должна своими собственными интересами.
Стратегические задачи
3 ключевые стратегические задачи, стоящие перед российской нефтегазовой отраслью промышленности:
- устойчивое снабжение внутреннего рынка,
- диверсификация экспорта,
- развитие глубокой переработки.
Задачи это не новые, обеспечение потребностей внутреннего рынка ставится в приоритет — как до усиления санкционного давления на Россию, так и сейчас.
Работу по диверсификации экспорта, в т.ч. по организации и наращиванию поставок газа в Китай ведутся более 10 лет:
- последовательно выходит на проектную мощность магистральный газопровод (МГП) Сила Сибири-1 (план транспортировки на 2022 г. — 15 млрд м3, в 2024 г. планируется выход на проектную мощность 38 млрд м3/год, идут переговоры об увеличении поставок на 6 млрд м3/год, до 44 млрд м3/год);
- в феврале 2022 г. подписан долгосрочный договор купли-продажи природного газа по МГП Сила Сибири-3 (мощность 10 млрд м3/год);
- в январе 2022 г. завершилась разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства МГП Союз Восток, продолжение МГП Сила Сибири-2 по территории Монголии, прорабатывается маршрут МГП Сила Сибири-2 (мощность 50 млрд м3/год).
Причем МГП Сила Сибири-2 обеспечивает монетизацию в восточном направлении ресурсной базы Западной Сибири, которая изначально была заточена под экспорт газа в Европу.
Помимо альтернативных маршрутов экспорта газа, в России реализуются инициативы, направленные на развитие внутреннего рынка газа, в т.ч. рынка газомоторного топлива (ГМТ) и газификации, в т.ч. социальная газификация.
Реализуются проекты по переработке газа (проекты Газпрома Амурский ГПЗ и КПЭГ в Усть-Луге, метаноловые производства, производство удобрений), а глубина переработки нефти на российских НПЗ сопоставима с показателями в Европе.
Однако реализация этих проектов завязано на высокотехнологичное оборудование иностранных производителей, в связи с чем вопрос импортозамещения, решаемый в России с 2014 г., фактически превращается в вопрос преодоления импортоотключения.
В. Путин напомнил, как план импортозамещения обсуждался в рамках Комиссии по развитию ТЭК в конце 2015 г. и предложил посмотреть, с какой эффективностью сработали принятые решения, какие проблемные участки здесь пока еще остаются.
Тезисы от В. Путина:
- необходимо обеспечить устойчивое снабжение энергоресурсами внутреннего рынка,
- более того, в условиях, когда внешние рынки сжимаются, важно нарастить поставки для российских потребителей, и чтобы простимулировать внутренний спрос, нужно добиться снижения цен там, где это возможно,
- необходимо диверсифицировать экспорт:
- будем исходить из того, что в обозримой перспективе поставки энергоресурсов в западном направлении будут сокращаться,
- важно закрепить тенденцию последних лет — шаг за шагом переориентировать наш экспорт на быстрорастущие рынки Юга и Востока, для этого уже в ближайшее время нужно определить ключевые объекты инфраструктуры и приступить к их строительству,
- развитие глубокой переработки нефти и газа — Россия серьезно продвинулись в этом направлении, реализованы масштабные проекты, введены в строй современные предприятия,
- сейчас важно дополнительно поддержать проекты, которые находятся в инвестиционной фазе, чтобы запустить их в производство, причем сделать это максимально быстро,
- особого внимания требуют вопросы импортозамещения оборудования для добычи нефти и газа,
- это важно — как для действующих месторождений, так и для освоения новых площадок, в т.ч. и в Арктике.
Поручения
Для решения обозначенных стратегических задач, В. Путин дал ряд поручений:
- правительству РФ — продлить горизонт планирования Энергетической стратегии РФ до 2050 г., документ утвердить до 15 сентября 2022 г.,
- ускорить реализацию инфраструктурных проектов — железнодорожных, трубопроводных, портовых, которые в ближайшие годы позволят перенаправить поставки нефти и газа с Запада на перспективные рынки Юга и Востока,
- правительству РФ — к 1 июня 2022 г. разработать проект перспективного плана развития нефте- и газотранспортной системы России,
- расширить программу газификации регионов России, изменить подходы к ее реализации, чтобы распространить ее на максимальное количество субъектов Федерации, населенных пунктов и домовладений,
- проработать варианты консолидации спроса и ресурсов в нефтегазовой и нефтехимической промышленности, сформировать общие пакеты заказов на проектирование и изготовление необходимой продукции, техники и оборудования,
- правительству при участии бизнеса и Института нефтегазовых технологических инициатив — обеспечить переход от иностранных отраслевых систем стандартизации и сертификации в газовой и нефтехимической промышленности к отечественным системам до конца 2022 г.