В РФ готовятся поправки в закон о недрах, по обороту лицензий и допуску юридических лиц к проведению региональных геологоразведочных кампаний

Геологоразведка в РФ изменилась благодаря заявительному принципу распределения лицензий.Геологоразведка РФ

Фото Р.И. Тимшанова

“За последние годы произошел фундаментальный сдвиг – в действующем законодательстве появился заявительный принцип распределения лицензий. По данным Росгеологии, Минприроды РФ выдало уже более 2,6 тыс. лицензий по заявительному принципу, 10% из которых имеют потенциал к открытию крупных месторождений. А на долю Дальнего Востока и Арктики приходится около 60% выданных лицензий по этому порядку, которыми активно пользуются компании”, – сказал и.о. генерального директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николай Запрягаев во время сессии телемоста Москва-Чукотка.

Он отметил, что сейчас в РФ готовятся поправки в закон о недрах, по обороту лицензий и допуску юридических лиц к проведению региональных геологоразведочных кампаний. “В 2022 году запущен юниорный сегмент на Санкт-Петербургской бирже, что касается привлечения финансирования. Это позволит привлечь частное финансирование в геологоразведочные работы. Понятно, что риск таких инвестиций большой, но и отдача может быть существенной”, – добавил Запрягаев. Он отметил, что это поможет сформировать на Дальнем Востоке и Арктики минеральный сырьевой задел, что позволит получить экономические выгоды.

В прошлом году сенатор от Магадана, зампред совета по развитию Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде РФ Анатолий Широков заявил, что частные компании в России должны быть допущены к поиску и разведке углеводородов и других полезных ископаемых.

К геологоразведке в РФ должны быть допущены юниорные компании

“Если государство не обеспечивает устойчивый прирост разведанных запасов полезных ископаемых, то в этот сектор необходимо пустить частный бизнес, как, например, в Канаде и США. Я думаю, здесь нужны управленческие решения плюс законодательное оформление. Мы можем сделать это в ближайшие год-два”, — цитирует сенатора пресс-служба Совета Федерации.

Как пояснил Широков, одна из проблем горной промышленности Магаданской области, Дальнего Востока — это низкие темпы горно-поисковых и горно-разведочных работ. “Это связано с тем, что в последнее время финансирование государством таких мероприятий снижется примерно на один миллиард в год. Балансовых запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых, которые пригодны для добычи, становится меньше”, — отметил сенатор.

Выход из этой ситуации, по его словам, отчасти найден. “Это создание юниорных геологоразведочных компаний в рамках частно-государственного партнерства. Это действует в Магаданской области и работает довольно успешно. Но здесь проблема в том, что на сегодняшний день такие компании являются лишь частными случаями, но не решением большой проблемы”, — заявил Широков.

В РФ лицензия горнодобывающим компаниям выдается как сквозная. То есть в одной лицензии находится и поиск полезного ископаемого, и разведка, и его добыча. При этом российский опыт отличается от мирового, заметил сенатор.

“Юниорная компания после поиска, разведки, оконтуривания и постановки на баланс месторождения должна продать это месторождение компании добывающей, поскольку это разные технологические процессы. Так как у нас общая лицензия, то оконтуренное и поставленное на баланс месторождение можно продать только с компанией”, — указал зампред совета.

Источник