Европейский энергопереход может захлебнуться, едва-едва начавшись, из-за дефицита сырья.
Консалтинговая компания McKinsey в своем недавнем докладе под названием Global Energy Perspective 2022 предсказала, что ветер и солнечная энергия станут своего рода базовыми генерирующими мощностями уже к 2030 году. В документе также отмечалось, что технологические достижения позволили снизить стоимость ветровой и солнечной генерации, а также производства электромобилей и аккумуляторных батарей.
Однако в материале ресурса Zero Hedge указывается, что “сценарий базовой нагрузки” будет реализован только при наличии достаточного количества сырья. Считается, что энергопереход в ЕС будет самым быстрым. Но именно поэтому Европа особенно чувствительна к любому дефициту, например, ключевых металлов, необходимых для производства ветротурбин солнечных панелей.
А ведь в настоящее время цепочки поставок серьезно пострадали, особенно в Европе. Основным поставщиком алюминия, никеля и цинка является Россия. Почти весь литий и редкоземельные элементы, используемые в Европе, также поставляются из-за рубежа. При этом в настоящее время в мире производится только 10% аккумуляторов от того объема, который понадобится через 10 лет.
Добыча в ЕС не обеспечит энергопереход
При этом добыча указанных металлов в Европе маловероятна, по крайней мере, в масштабах, которые имели бы смысл. Аналитик Reuters Энди Хоум отмечает, что режим регулирования в ЕС таков, что любой новой шахте потребуется 15 лет от планирования до начала производства.
Другими словами, Европа сделала невозможным для своих собственных горняков производить металлы, масштабного использования которых потребует энергопереход. В то же время, из-за позиции по отношению к России и КНР, ЕС рискует многими текущими поставками этих металлов и других критически важных материалов.
Между тем еще в прошлом году Всемирный банк представил доклад, согласно которому мировой энергопереход потребует 3 млрд тонн металлов и минералов. Согласно документу, спрос на некоторые из них, такие как медь, литий, кобальт и графит, к 2050 году вырастет на 500%. И рынок некоторых из них, а именно меди, уже близок к дефициту. Цены на медь близки к рекордным максимумам, которые последний раз наблюдались в 2011 году.