«Газпром нефть» определила для себя 4 стратегических направления технологического развития. Один из них — методы повышения нефтедобычи на выработанных месторождениях. Об этом Информагентство «Девон» узнало из материалов компании.
«Использование специальных составов для вытеснения нефти из пласта позволяет получить дополнительный прирост добычи на 17–18%, — рассказал директор по технологическому развитию «Газпром нефти» Алексей ВАШКЕВИЧ. — Все наши полевые промышленные эксперименты это подтверждают. Это дает вторую жизнь выработанным активам в регионах с развитой инфраструктурой».
В «Газпром нефти» продолжат активно разрабатывать трудноизвлекаемые запасы, где часто нет готовых решений для их разведки или добычи. «К примеру, запасы палеозоя очень велики, и это нефть хорошего качества, — пояснил Вашкевич. — Но все месторождения палеозоя обнаружены случайным образом». Поэтому в компании собираются создать технологию эффективного поиска таких запасов. Если в среднем в отрасли успешность геологоразведки — порядка 70%, то с палеозоем коэффициент меньше 20%. Это значит, что из 5 пробуренных скважин в лучшем случае одна попадает в продуктивный пласт.
При этом бурение поисковых скважин в отдаленных районах Западной Сибири без инфраструктуры — очень затратная задача. Сейчас «Газпром нефть» разрабатывает новую технологию поиска палеозойских запасов. «Мы используем беспилотники, спутниковые снимки, а также проводим глубокие исследования, — продолжил топ-менеджер. — Создаем математические алгоритмы, которые нужны для комплексирования геофизических методов. Мы уже выходим на этап эксперимента, когда на новом участке будем с нуля проводить бурить первые скважины».
Еще одно стратегическое направление «Газпром нефти» — разработка продвинутого искусственного интеллекта, машинное обучение и роботизация. Эти технологии используются для целого спектра работ: от оптимизации трудозатрат до минимизации человеческого присутствия на промышленных объектах. Например, симулятор «КиберГРП» моделирует процессы гидроразрыва пласта и определяет оптимальные методы для проведения подземных операций.
«Для нас также важны направления, связанные с энергопереходом и декарбонизацией, — подчеркнул Вашкевич. – Необходимо развивать технологии, которые помогают нам минимизировать воздействие на окружающую среду и повышать безопасность работы на наших объектах. Внедряем решения, которые связаны с возможностью сокращения углеродного следа. В их числе — технологии по улавливанию и закачке СО2 в геологические пласты».
Директор по технологическому развитию ПАО «Газпром нефть» прогнозирует, что все заложенные сегодня тренды найдут свое развитие и через 20-30 лет. Он считает, что сохранится тенденция на автоматизацию процессов, использование искусственного интеллекта и машинного обучения на всех этапах — от проектирования и строительства до эксплуатации месторождений.
«Одним из ключевых объектов экспериментального изучения станет материаловедение, — предсказывает Алексей Вашкевич. — Будут разработаны новые способы производства и, скорее всего, созданы совершенно новые материалы. Тренд на снижение углеродного следа и внедрение «зеленых» технологий также продолжится и может привести к изменениям бизнес-моделей нефтяных компаний. В то же время, потребление энергии будет расти, и поэтому компания начнет тестировать новые направления». Влиять на работу «Газпром нефти» также будет глобальный тренд на повышение эффективности с точки зрения надежности оборудования, применения новых материалов, роста автоматизации.
В июне ИА «Девон» сообщало, что «Татнефть» и «Газпром нефть» подписали соглашение о намерениях создать отраслевой центр компетенций по робототехнике. Центр займется стимулированием разработок российских промышленных роботов и технических компонентов для них. В перспективных планах – внедрить около миллиона роботов.
А год назад «Информ-Девон» писало, что «Газпром нефть» в Томской области запустила масштабный проект «Палеозой». Его цель — создание технологии поиска трудноизвлекаемых запасов нефти в отложениях доюрского комплекса. Залежи доюрского комплекса являются вторым по величине неосвоенным ресурсным потенциалом в России после баженовской свиты.
На первом подобном в РФ технологическом полигоне планируется также отработать технологии для уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу — декарбонизации. Как сообщал Алексей ВАШКЕВИЧ, их использование позволит сократить на треть объемы углекислого газа, выделяемого при добыче полезных ископаемых, в том числе «трудной» нефти.