На Елховском НПЗ «Татнефти» смонтировали плотную установку сольвентной деасфальтизации тяжелого нефтяного сырья

На Елховском НПЗ «Татнефти» смонтирована пилотная установка сольвентной деасфальтизации тяжелого нефтяного сырья (УСДА) и опытная установка получения битума (УПБ). Опытная битумная установка предназначена для отработки процесса получения гудрона путем атмосферно вакуумной ректификации. В колонне окисления из гудрона будут получать нефтяные дорожные битумы. Об этом сообщает издание «Газопереработчик Татарстана».

Тяжелые нефти и природные битумы (сверхвязкая нефть) характеризуются высоким содержанием ароматических углеводородов, смол и асфальтенов, высокой концентрацией металлов и сернистых соединений. СВН отличается высокими показателями плотности и вязкости и повышенной коксуемостью. Это приводит к высокой себестоимости добычи, трудностям при транспортировке и нерентабельной переработке.

Решить эти проблемы может технология сольвентной деасфальтизации. Она основана на селективном растворении асфальтенов и отделении полученного раствора от гудрона. Данное решение предназначено для деасфальтизации, деметаллизации сырья, снижения коксуемости и улучшения физико-химических свойств за счет удаления смолисто-асфальтеновых соединений.

Конечным продуктом является деасфальтизат, который может направляться на переработку, и асфальт. Из последнего извлекают металлы и компоненты для улучшения качества битумов. Ввиду того, что сырьем для УСДА является гудрон, который может быть получен на УПБ, было принято решение о сопряжении обеих установок.

Для того, чтобы часть гудрона, полученного на битумной установке, перенаправлять на УСДА, специалисты смонтировали трубопровод. Он связал две емкости. Данное решение позволило подобрать режимы сольвентной деасфальтизации тяжелого нефтяного сырья с использованием изопентана в качестве растворителя. Его выпускает управление «Татнефтегазпереработка» (УТНГП), отметил главный технолог ЕНПЗ Айдар САХАПОВ. По результатам исследований разработана технологическая схема промышленной установки СДА с подбором основного оборудования.

Справка Информагентства «Девон»:

«Татнефть» осваивает трудноизвлекаемые запасы, к которым относятся высоковязкие нефти и природные битумы. В июле сообщалось, что специалисты «Татнефти» отрабатывают технологии производства битумов из гудрона девонской нефти, полученных на ЕНПЗ и нефтеперерабатывающем комплексе АО «ТАНЕКО». «В дальнейшем планируется наработка окисленных битумов. Это база для получения битумных вяжущих материалов PG-марок», — пояснил начальник установки Елховского НПЗ Айрат ГАЗИЗУЛЛИН.

Битумные вяжущие материалы PG-марок (Performance Grade) создают специально для автомобильных дорог, при строительстве которых используется новая для России система объёмного проектирования Superpave («Суперасфальт»). Для таких марок разработчики «программируют» не только физико-химические показатели вяжущего, но и широкий температурный диапазон эксплуатации асфальтобетона. А вяжущий компонент позволяет дорожному покрытию сохранять высокую прочность.

Источник