Какими документами регулируется обращение с СО2.
На Сахалине стартовал эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Согласно федеральному закону, эксперимент продлится до конца 2028 года. В регионе уже установили плату в 1000 рублей за тонну СО2 для юрлиц и предпринимателей. Такую практику могут распространить и на другие регионы. Цель эксперимента — достижение Сахалинской областью к 2026 году углеродной нейтральности. О том, какими документами регулируется эта сфера, рассказывается в сборнике тезисов международной конференции «Решение Европейского Союза о декарбонизации. Год спустя». Она прошла в Казани в рамках Татарстанского нефтегазового форума-2022». Информагентство «Девон» приводит подборку из этих материалов.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕКАРБОНИЗАЦИИ.
Сокращение объёмов эмиссии парниковых газов возможно с применением технологий улавливания, транспортировки и утилизации и захоронения углекислого газа (Carbon Capture, Utilization and Storage).В России промышленные проекты CCUS отсутствуют (хотя отдельные компании, например, «Татнефть» и «Газпром» активно разрабатывают технологии — прим. ИА «Девон»). И в мире подобных проектов не так много – всего 29 с суммарной мощностью порядка 40 млн т CO2 в год. Это позволяет улавливать немногим более 0,12% от глобальных выбросов диоксида углерода. Об этом пишут директор департамента госполитики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды РФ Асламбек ГЕРМАХАНОВ; доцент кафедры поисков и разведки нефти и газа РГУ нефти и газа А.С. МОНАКОВА и другие.
Возможности России в части утилизации и захоронения диоксида углерода в недрах значительно выше, чем у других стран. Наша страна обладает естественными конкурентными преимуществами в области транспорта и хранения углекислого газа. РФ имеет развитую нефтегазовую отрасль, которая готова безопасно реализовывать эти проекты. В этой связи необходимо формировать законодательство в этой сфере.
Глобальный энергопереход формирует новые тренды для устойчивого развития мировой энергетики и экономики, отмечает доктор юридических наук, завлабораторией правовых проблем недропользования и экологии Института проблем экологии и недропользования Академии наук Татарстана Роза САЛИЕВА. Профессор напоминает, что энергопереход определяет новые вызовы для стран-экспортёров углеводородов. При этом создаются предпосылки для появления в мировой экономике новых рынков.
Международно-правовую основу регулирования отношений, связанных с изменением климата составляют несколько основных документов. Это Рамочная конвенция Организации Объединённых Наций об изменении климата и Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Россия ратифицировала данные документы. Кроме того, 6 ноября 2019 года для России вступило в силу Парижское соглашение от 12 декабря 2015 года.
Для выполнения условий Парижского соглашения к 2030 году в РФ планируется сократить выбросы парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Это планируется реализовать, в том числе, путём создания условий для сокращения и предотвращения, а также поглощения выбросов парниковых газов. Данные требования установлены Указом Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» и Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Она утверждёна распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р.
НОВЫЙ ВИД НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ.
Законодательство РФ обеспечивает правовое регулирование в части доступа заинтересованных компаний к недрам для захоронения углекислого газа в недрах, пишут Гермаханов и Монакова. Так ФЗ № 123 от 30 апреля 2021 г. внес масштабные изменения в Закон РФ «О недрах». Теперь у недропользователей есть возможность размещения в пластах горных пород углекислого газа по самостоятельной лицензии в рамках нового вида пользования недрами. Это строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Кроме того, предусматривается возможность геологического изучения и оценки пригодности участка недр для последующего размещения парниковых газов по самостоятельной лицензии на пользование недрами. Для действующих недропользователей такая возможность предусматривается без получения дополнительных разрешений. Это возможно на основании утверждённой проектной документации в рамках ранее выданной лицензии или совмещённой лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых.
С 1 марта 2022 вступили в силу Правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений. Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2127. В них уточнены требования к строительству и эксплуатации подземных сооружений, в том числе для размещения СО2.
К геологическим условиям и характеристикам таких объектов должны предъявляться особые требования безопасности. Существующие технологии позволяют захоронить углекислый газ в выработанные месторождения (по примеру подземных хранилищ природного газа) и в высокоминерализованные водоносные горизонты. В основе удержания углекислого газа в пласте лежат структурное улавливание, обусловленное наличием ловушки; гидродинамическое улавливание за счёт капиллярных сил; улавливание путём растворения в пластовых водах и минеральное улавливание за счёт взаимодействия с вмещающими горными породами.
В связи с этим актуальными являются вопросы разработки единых требований к геологическим параметрам подземных хранилищ диоксида углерода, считают Гермаханов и Монакова. Нужно также проработать вопросы долгосрочной ответственности, связанные с непрерывным геологическим мониторингом возможных утечек CO2 из хранилищ с последствиями для окружающей среды.
Авторы видят основной задачей совершенствования законодательства разработку методических рекомендаций по геологическому обоснованию выбора участков недр для хранилищ парниковых газов, а также правил их проектирования и эксплуатации. В этом направлении работа ведётся в рамках созданной Минприроды России и Роснедрами рабочей группы. В работе участвуют специалисты Росприроднадзора, Ростехнадзора, иных госорганов и компаний-недропользователей.
Важное значение имеет правовое регулирование отношений в сфере хозяйственной деятельности, связанной с эмиссией парниковых газов, отмечает Салиева. В распоряжении Правительства от 29.10.2021 отмечено, что изменение климата Земли и его неблагоприятные последствия являются предметом общей озабоченности человечества. А в соответствии со Стратегией экологической безопасности РФ до 2025 года госрегулирование выбросов парниковых газов является одним из основных механизмов реализации госполитики в сфере обеспечения экологической безопасности.
ЧТО ТАКОЕ УГЛЕРОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ.
Конкретные нормы закреплены в ФЗ от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», который вступил в действие в конце 2021 г. Закон создаёт правовую основу для получения полной и достоверной информации организаций о выбросах парниковых газов. Предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, представлять в уполномоченный орган отчёты о выбросах парниковых газов. Действие закона распространяется на регулируемые организации.
В законе также предусмотрено право юрлиц и ИП реализовывать климатические проекты. Это проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения. В соответствии с законом появилась новая категория имущественных прав – углеродная единица. Под ней понимается верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа. Одна единица соответствует 1 тонне сокращения, предотвращения или увеличения поглощения парниковых газов.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 355 утверждены критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям. Они относятся к таковым, если их деятельность сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн СО2 в год. Документ вступил в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 января 2025 г.
Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 № 455 утверждены Правила верификации результатов реализации климатических проектов. Предметом верификации является проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении их поглощения в результате реализации климатического проекта, которые содержатся в отчёте. Эти требования будут действовать до 31 августа 2028 г.
Отчёт о реализации климатического проекта подготавливается по форме, устанавливаемой Минэкономразвития РФ. Верификация будет проводиться юрлицом или ИП, аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов. Они не должны быть аффилированы с исполнителями климатического проекта или иного лица, с которым исполнитель проекта заключил договор о подготовке отчёта о реализации климатического проекта.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 790 утверждены Правила создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц. А постановлением федерального кабмина от 20.05.2022 № 905 утверждена форма типового договора на проведение операций в реестре углеродных единиц.
За последний год в России созданы основы регулирования отношений, связанных с ограничением выбросов парниковых газов. В целом наше законодательство направлено на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики при снижении уровня выбросов парниковых газов, отмечает профессор ИПЭН. Пока в законе «Об ограничении выбросов парниковых газов» не предусмотрено введение углеродного налога или квотирование выбросов парниковых газов, подчеркивает Роза Салиева.
В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в РФ отмечается, что наиболее эффективным способом перехода к углеродно-нейтральной экономике считается квотирование выбросов с формированием рынка углеродных сертификатов.