Для дальнейшего увеличения объемов добываемой нефти в Томской области необходимо освоение новых территорий и выявление нефтяных и газовых залежей, в том числе, так называемых нетрадиционных и трудноизвлекаемых

Падение уровня добычи нефти в Томской области можно преодолеть за счет межведомственного взаимодействия в части налоговых льгот для недропользователей, снижения стартовых платежей на аукционах и применения наказания за большой бездействующий фонд скважин, считают в Контрольно-счетной палате (КСП) региона.

При этом в руководстве Томской области уверены, что проблема падения добычи уже решается, в 2023 году регион вновь выйдет на рост добычи углеводородов.

Вопрос состояния добычи нефти и газа, последнего — в меньшей степени, поскольку его добыча растет — в регионе был рассмотрен депутатами, властями и КСП Томской области на заседании бюджетно-финансового комитета Законодательной думы региона в минувшую среду.

«Томская область является зрелым нефтегазодобывающим районом. С 2012 года наблюдается снижение добычи нефти. Большинство месторождений находится в старом фонде, и даже добывая нефть из вновь пробуренных скважин, трудно компенсировать ее снижение. Начиная с 2020 года, наблюдается резкое снижение добычи нефти из-за соглашения ОПЕК+», — напомнил и. о. начальника департамента по недропользованию и развитию нефтегазодобывающего комплекса региона Игорь Карташов.

Выступая в ходе заседания комитета, он напомнил, что постепенное восстановление по результатам 2021 года объясняется прежде всего поэтапным смягчением условием сделки ОПЕК+ (в первую очередь, за счет компании «Томскнефть ВНК», обеспечивающей более 50% добычи в регионе). Это позволило возобновить производственную деятельность на добывающем фонде, вводить новые скважины, проводить комплекс геолого-технических мероприятий.

«В перспективе можно говорить о возвращении доковидного уровня добычи нефти. (…) Для дальнейшего увеличения объемов добываемой нефти в регионе необходимо освоение новых территорий и выявление нефтяных и газовых залежей, в том числе, так называемых нетрадиционных и трудноизвлекаемых», — добавил Карташов.

Он также сообщил, что по данным на 1 января 2022 года чуть меньше половины — только 48% из 9,4 тыс. скважин — находятся в эксплуатационном фонде. В бездействующем фонде (скважины, не давшие продукта или не находящиеся под закачкой на последний месяц перед учетным) при этом находятся 662 скважины, в состоянии консервации, ликвидации или ожидании — 2,426 тыс. скважин.

Аудитор КСП Сергей Антони видит несколько путей решения проблемы снижения добычи нефти и, как следствие, выручки компаний и налоговых платежей. В частности он предлагает увеличить контрольно-надзорную деятельность, в том числе, в части бездействующих скважин: ввести административное наказание за бездействие, оценив количество бездействующих скважин относительно нормативов от общего количества эксплуатационного фонда.

Антони также сообщил, что стартовые платежи на аукционах и торгах участками для геологоразведки устанавливаются в Томской области с повышающими коэффициентами. Решить проблему выставляемых из года в год на торги, но не пользующихся спросом месторождений, уверен он, можно при помощи межведомственного взаимодействия.

С ним не согласен заместитель губернатора региона Игорь Шатурный. В ходе заседания он сообщил, что администрация Томской области занимается межведомственным взаимодействием. В частности, власти ведут работу по проекту «Палеозой» с «Газпромнефтью» и другими партнерами (проект по добыче трудноизвлекаемых запасов, ТРИЗ), планируют до конца года завершить исследовательские работы, а с 2023 года перейти уже к работе на полигоне для освоения месторождений. Он напомнил, что удачная реализация проекта добавит региону 25-30% к текущему уровню добычи нефти.

«По поводу бездействующего фонда: здесь Росприроднадзор вместе с нефтегазовыми компаниями отработает. Есть поставленные задачи по добыче нефти. И с учетом того, что была вынужденная остановка нефтяных скважин (из-за ограничений ОПЕК+ — ИФ), их обратно ввести в эксплуатацию — сложный процесс. Но с той задачей, которая есть у руководства, они с ней справляются, чтобы сохранить добычу нефти на уровне 2021 года. На следующий год стоит задача увеличить эту добычу. Руководство этих компаний нам доложило, что у них защищены на этот год дополнительные запасы, дополнительное бурению новых скважин. Мы понимаем, что в старом нефтегазовом фонде на старых месторождениях без постоянного бурения новых скважин мы добычу на уровне никогда не удержим. Мы надеемся на то, что в следующем году добыча будет увеличена», — сообщил Шатурный.

Исполнительная власть, депутаты и контрольно-надзорный орган сошлись во мнении, что действующих налоговых льгот для недропользователей недостаточно. Так, в регионе действует пониженная ставка налога на имущество (0,2% вместо 2,2%) для тех компаний, которые добыли не менее 4 млн тонн и вложили не менее 5 млрд рублей в основной капитал за год, предшествующий выплате налога. Предполагалось, что эта льгота простимулирует недропользователей вкладывать высвобождающиеся средства в развитие.

Антони подчеркнул, что новые работающие налоговые инициативы также возможны только при межведомственном взаимодействии.

По данным Карташова, в Томской области зарегистрировано 32 недропользователя, из них 25 имеют лицензии на добычу, добывают нефть и газ 15 предприятий. На лицензионных участках этих предприятий расположено 114 месторождений нефти и газа. При этом 94% добычи приходится на вертикально интегрированные компании.

Ранее сообщалось, что объем добычи нефти и газового конденсата в Томской области в 2021 году составил 7,2 млн тонн, природного и попутного газа — 5,8 млрд кубометров.

Источник