Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин, переназначенный на этот пост в ходе обновления состава Правительства РФ 21 января, поблагодарил коллег и единомышленников экс-состава кабинета Министров за плодотворное сотрудничество и выразил готовность максимально оправдать оказанное доверие в результате переназначения на должность министра.
Отвечая на вопросы журналистов о предстоящих приоритетах в работе команды ведомства в 2020 году, Д.Кобылкин прокомментировал:
— Минприроды России нацелено на повышение качества жизни в России, рациональное использование ценных природных ресурсов, предотвращении рисков и угроз международной экологической повестки.
Мы прошли сложнейший период старта реформы системы ТКО, совершенствования управления лесной отраслью и охотничьего хозяйств, защиты всей заповедной системы и её инспекторского состава, выработки комплексных планов по оздоровлению окружающей среды, воды, воздуха в промышленных центрах страны, приоритет – здоровое будущее Государства. Я благодарен жителям регионов за поддержку наших экологических инициатив и новые идеи. Экологические задачи национальной политики — стали частью социального благополучия каждой семьи, каждого россиянина. В решении проблем – мы вместе с населением и экспертами.
Начало в 2019 году национального проекта «Экология» заложило основу новой экологической культуры в стране, затронув все слои населения, привлекая социально ответственный бизнес, власти всех уровней, общественные и экспертные организации.
Объективно наиболее проблемным первый год реализации национального проекта «Экология» стал в направлении «Отходы» в части реформирования, а точнее построения новой системы обращения с отходами, прежде всего, ТКО. К переходу готовились с 2015 года, введение новых правил несколько раз переносили по срокам из-за просьб регионов. Откладывать больше было нельзя. Ситуацию взяли на контроль. На сегодняшний день только 3 субъекта РФ (кроме, Санкт-Петербурга, Москвы и Севастополя, где перенос – законное право) вызывают серьезное опасение в связи с риском вовлеченности в реформу. Абсолютное большинство территорий совершили переход.
Из-за высокого ожидания быстрых результатов реформы инфраструктура системы ТКО не успевает за запросами граждан, готовых вести раздельных сбор мусора. На строительство объектов инфраструктуры, комплексов, перерабатывающих заводов объективно необходимо время. Мы в свою очередь готовим меры стимулирования не только бизнеса, но и население вести раздельный сбор мусора.
Еще одной сложной темой стали вопросы поиска эффективных технологий для рекультивации объектов накопленного экологического вреда. Ко многим объектам, полигонам ТКО и промышленным площадкам десятилетиями не могли подобрать технологии обезвреживания. В 2019 году технологии и работающие практики в нашем российском арсенале появились.
Трудности аналогичного порядка связаны с ликвидацией накопленного ущерба на БЦБК – оз.Байкал. Но и этот вопрос мы решим в 2020 году.
На создание новой особо охраняемой территории в среднем уходит 2-а года.
Но нам в 2019 году удалось создать 5-ть новых ООПТ.
Ещё одним непростым нюансом можно назвать необходимость формирования госзадания для российских производств новой лесохозяйственной техники, новых мусорных контейнеров, новых мощностей – «начинок» для заводов по сортировки, переработки отходов. В процессе проработки вопросов в рабочем порядке столкнулись с отсутствием необходимых в масштабах страны одномоментных объемов необходимой продукции. В рабочем порядке все эти вопросы решали и сформировали серьезный государственный запрос промышленности на технику и технологии экологической направленности.
Мы сдвинули с места такой пласт деятельности как законодательные основы защиты животных. Больше 10-ти лет не могли принять закон о наказании за жестокое обращение. Подзаконные акты Минприроды России для реализации норм закона подготовлены и приняты в полном объеме.
В блоке недропользования ожидаемым и позитивным для инновационных геологоразведочных работ стало принятие в 2019 году Федерального закона о правовом регулировании отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
В области Гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана в 2019 году важным шагом стало решение Правительства РФ «О принятии Парижского соглашения». Для исполнения поручения Главы Государства о развитии Северного морского пути и обеспечении грузопотока по нему до 80 млн тонн в год, подготовлен и внесен в Правительство РФ комплексный инвестиционный проект «Реализация минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики».
Важную роль для изучения потенциала Арктической зоны России сыграла подготовленная и проведенная экспедиция «Трансарктика-2019. В настоящее время разработан и внесен в Правительство РФ проект научной программы дрейфующей научной станции «Северный полюс – 2020» в высокоширотной Арктике на базе вмороженного в лед ледокола «Капитан Драницын».
Принят Федеральный закон о проведении национальной инспекции в Антарктике. Совместно с РАН начали работу над Климатической Доктриной России.
Достижение показателей федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта «Экология», является приоритетом в деятельности Минприроды России и в 2020 году. Предусмотрено проведение ряда важнейших мероприятий, часть из которых станет продолжением начатых в 2019 году – это рекультивация свалок, ликвидация объектов накопленного экологического вреда, строительство очистных сооружений.
В части федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» на 2020 год запланировано создание электронной федеральной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, значительное увеличение количества объектов обработки и утилизации твердых коммунальных отходов.
В рамках федерального проекта «Инфраструктура обращения с отходами I-II классов опасности» планируется утвердить федеральную схему по обращению с отходами I-II классов опасности», а также создать государственную информационную систему.
В рамках федеральных проектов «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение озера Байкал» и «Оздоровление Волги» мероприятия по сохранению и восстановлению водных объектов продолжатся, по некоторым направлениям увеличится их количество и территориальный охват.
Федеральный проект «Чистый воздух» предусматривает в 2020 году создание единой системы мониторинга качества атмосферного воздуха, также продолжится работа по снижению выбросов от промышленных предприятий, переводу транспорта на экотопливо.
В рамках федерального проекта «Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма» задачи 2020 года планируется выполнить благодаря созданию новых особо охраняемых природных территорий, объектов туристской инфраструктуры, формированию специальных туристических программ.
Мероприятия по реализации всех федеральных проектов осуществляют, по большей части, органы государственной власти Российской Федерации. В то же время, нацпроект поддерживают сотни тысяч граждан нашей страны, активно участвуя в волонтерских акциях.
Напомню, в 2019 году крупнейшими акциями нацпроекта «Экология» стали экомарафоны «Чистые берега» и «Сохраним лес» — они проводятся в различных регионах — от Владивостока до Крыма – и являются важной частью процесса формирования новой экокультуры, способствуют экологическому просвещению общества. В 2020 году акции станут еще более масштабными, позволяя гражданам страны самым прямым образом влиять на достижение результатов нацпроекта «Экология».
Мы готовимся провести памятную акцию к 75-летию Великой Победы «Сад победы» по посадке 29 миллионов деревьев в память о погибших героях. До конца года выйдем на 75 миллионов саженцев по всей России. Отклик от населения мы уже чувствуем.
Не менее важную, а с точки зрения финансирования еще и весьма значительную поддержку новой экологической политике демонстрирует бизнес-сообщество. Использование механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений и других методов взаимодействия государства и бизнеса в значительной мере способствует достижению показателей большинства федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология».
В продолжение начатой ранее политики тесного взаимодействия бизнеса и государства, продолжится оптимизация механизма расширенной ответственности производителей, который является одним из важных элементов в создании комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, и напрямую связан с выполнением задач национального проекта «Экология». Федеральный проект «Чистый воздух» предусматривает вовлечение бизнеса для достижения запланированных показателей в городах с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Предприятия продолжат реализацию собственных инвестиционных программ по модернизации производств с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. Для этого планируется использовать наилучшие доступные технологии — отдельный федеральный проект с таким названием входит в состав национального проекта «Экология».
Усилия бизнес-сообщества, связанные с сохранением и восстановлением численности редких видов животных также являются инструментом для достижения целей федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Важным компонентом таких усилий стала разработка и реализация инициативы «Бизнес и биоразнообразие». Она направлена на экологическое просвещение, привлечение внебюджетных средств и коммерческих компаний к выполнению международных обязательств в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии. Одним из мероприятий федерального проекта стало формирование рабочей группы по вопросам предпринимательства и сохранения биологического разнообразия. В ее состав входят крупнейшие представители бизнеса — ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ГАЗПРОМ», ПАО «Лукойл», ПАО «РусГидро», ПАО «Сургутнефтегаз», АО «Зарубежнефть», Банк «ВТБ» и другие. Этими компаниями готовятся программы сохранения биоразнообразия, включающие, в том числе, мероприятия по восстановлению, сохранению и реинтродукции редких видов животных.
Источник: Минприроды России