«Фортуна» отвернулась от «Северного потока – 2»

Российская компания «Межрегионтрубопроводстрой» не намерена предоставлять трубоукладочную баржу «Фортуна» для достройки российского экспортного газопровода «Северный поток – 2», ставшего мишенью американских санкций, пишет РБК.

«Акционерное общество «Межрегионтрубопроводстрой» (АО «МРТС») не принимает и не намерено принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи «Фортуна» или иным образом», — сообщил РБК официальный представитель компании. 

Как отмечает «Ъ», компания не является собственником «Фортуны», но арендует ее по договору для использования в других проектах. 

Издание напоминает, что «Фортуна» 3 июля получила разрешение датского регулятора на работу «как отдельно, так и в сочетании с судами с динамическим позиционированием». Само судно малопригодно для укладки глубоководных участников и не оснащено системой динамического позиционирования, что сделало бы укладку труб «Фортуной» очень медленной и потребовало бы дополнительных согласований. 

«Российская газета» уточняет, как и трубоукладчик «Академик Черский», на текущий момент по-прежнему находятся в Балтийском море в непосредственной близости от места проведения работ. Баржа стоит в порту Балтийск рядом с Калининградом, а трубоукладчик в немецком порту Мукран — техническом центре «Северного потока – 2». Никакие работы, в том числе не связанные с достройкой российского газопровода, оба судна пока не ведут. 

По мнению эксперта в сфере энергетики Алексея Анпилогова, отказ арендатора «Фортуны» предоставить судно для достройки «Северного потока – 2» — это новый антисакционный маневр России. 

«Ситуация с достройкой «Северного потока – 2» сложилась нетривиальная. На сегодняшний день все еще не решен окончательно вопрос, как обеспечить санкционную безопасность двух российских судов, способных проложить оставшиеся 160 км труб. США по сути предпринимают максимум усилий, чтобы затруднить «Академику Черскому» и «Фортуне» работу в Балтийском море. И трудности действительно есть», — отмечает Анпилогов в беседе с изданием «Экономика сегодня». 

«Так, для «Черского» сейчас стало проблемой получение страховки — ее пытаются решить с помощью российских компаний. Но, видимо, этот вопрос не был вовремя согласован с Германией, потому возникла заминка. Для обоих судов официально сменили владельца, чтобы не связывать трубоукладчики с «Газпромом» и вывести его из-под санкционного удара. Однако по поводу «Форутны» Москва явно идет на хитрость, не желая сразу раскрывать все свои карты», — поясняет эксперт. 

Как прокомментировал РИА Новости замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, «Газпром» сможет договориться с владельцем способной достроить «Северный поток – 2» трубоукладочной баржи «Фортуна». «Единственное, не до конца понятно, кто им владеет, там достаточно сложная схема владения. Но возможно, что владельцы уже как-то аффилированы с «Газпромом», — полагает Белогорьев. Он также добавил, что, скорее всего, это никак не скажется на сроках достройки газопровода. 

По оценке аналитиков, опрошенных агентством ПРАЙМ, альтернативных вариантов для достройки трубопровода по части спецсудов у «Газпрома» пока не наблюдается. По наиболее адекватному сценарию «Фортуна» должна работать в связке с «Академиком Черским», поскольку отдельно оба этих судна пока технически не совершенны для завершения трубопровода. «Помимо этого, «Газпрому» необходимо будет привлекать еще два судна снабжения — «Остап Шеремет» и «Иван Сидоренко», которые будут подвозить трубы», — рассказал агентству ГК АЛОР Алексей Антонов. 

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова, в течение одной-двух недель должна наступить ясность по поводу завершения строительства. «Тот факт, что «Академик Черский» не приступил к укладке труб сразу, может говорить о том, что он настроен на сварку труб меньшего диаметра, как на Сахалине, где судно работало до этого. Либо все же он будет использован совместно с «Фортуной», либо найдется другая баржа — за МРТС подобных числится три. То, что суда снабжения тоже перевели на сторонние компании, означает, что оператор проекта выбрал эту тактику для всех участников, и будет продолжать в том же духе», — подчеркнул Юшков. 

«Если до начала сентября прокладка труб не возобновится, будет ясно, что со строительством возникли проблемы и срок запуска в строй — 1 квартал 2021 года — который обозначили президент и «Газпром», может быть сорван», — заключил он. 

Источник: http://neftianka.ru/