Франция и Испания планируют построить морской трубопровод для транспортировки метано-водородной смеси

Франция, Испания и Португалия договорились создать «зеленый энергетический коридор», который заменит собой проект магистрального газопровода (МГП) MidCat.
Об этом 20 октября 2022 г. сообщил президент Франции Э. Макрон по прибытии на саммит ЕС, который проходит 20-21 октября 2022 г. в г. Брюссель.

Э. Макрон провел встречу с премьер-министрами Испании и Португалии П. Санчесом и А. Костой, по итогам которой было принято решение о реализации нового проекта.
Тезисы от Э. Макрона:

  • мы провели встречу с Испанией и Португалией и договорились отказаться от проекта MidCat — газопровода через Пиренеи, чтобы создать проект, над которым 3 страны начнут активную работу в ближайшие недели,
  • он должен вывести из изоляции Пиренейский полуостров и создать коридор зеленой энергетики между Португалией и Испанией и пройти через Францию в остальную Европу,
  • целью проекта является объединение энергосетей стран ЕС и скорейший переход к зеленой энергетике,
  • в декабре я приеду в Испанию, чтобы завершить оформление этого проекта.

 Суть проекта Э. Макрон не раскрыл, зато планы 3 стран конкретизировал П. Санчес.
По словам премьер-министра Испании, речь идет о строительстве трубопровода для поставок зеленого водорода и других возобновляемых газов.
Тезисы от П. Санчеса:

  • зеленый водородный трубопровод будет простроен между г. Барселона и г. Марсель,
  • ввиду продолжающегося энергетического кризиса, трубопровод также сможет транспортировать газ, необходимый европейскому энергетическому рынку,
  • мы втроем собираемся снова встретиться 8 и 9 декабря в г. Аликанте на саммите EuroMed и продолжить работу, чтобы обсудить сроки, инвестиции, распределение затрат и объем экономических ресурсов, которые придется задействовать.

 Также в ходе встречи была достигнута договоренность о завершении проекта по строительству газопровода между Португалией и Испанией Селурико-да-Бейра — Самора (CelZa).

Проект МГП MidCat (Midi-Catalonia Pipeline) был инициирован в 2013 г. как газопровод-интерконнектор для транспортировки газа из Северной Европы в Южную и в обратном направлении.
Планируется, что маршрут протянется через Пиренеи, от г. Остальрик к северу от г. Барселона в Испании до г. Барбера на юге Франции.
Протяженность газопровода должна была составить 1250 км, проектная мощность — 7,5 млрд м3/год.
Франция выступа против проекта из-за его высокой стоимости, сложности строительства в горных условиях, низких объемов транспортировки и возможных проблем со стороны экоактивистов.
В 2019 г. энергетические регуляторы Франции и Испании отклонили инвестиционное предложение по центральному участку пересечения линии МГП Midcat через Пиренеи.
При этом тема МГП MidCat регулярно актуализировалась в моменты напряженности отношений России и ЕС, так было в 2014 г. и в 2022 г.
Однако позиция Франции осталась прежней — в сентябре 2022 г. Э. Макрон заявил, что Франции не нужен 3й газопровод, соединяющий ее с Испанией.

Проект «зеленого энергетического коридора» между Францией и Испанией уже получил название BarMar.
Исходя из заявлений П. Санчеса, транспортировать новый трубопровод будет метано-водородную смесь, что может быть интересно обеим странам, но есть нюансы.
Испания сможет воспользоваться своими значительными регазификационными мощностями по приему сжиженного природного газа (СПГ) для распределения своего излишка газа странам, которые в нем нуждаются, таким как Германия.
Франция, в свою очередь, рассчитывает в долгосрочной перспективе продавать водород, произведенный с помощью ядерной энергии, но для этого сначала нужно решить проблемы, сложившиеся на ее АЭС.
Транспортировка метано-водородной смеси по трубопроводам вызывает вопросы в связи с низкой рентабельностью подобных проектов в принципе.
Проект МГП MidCat также пытались превратить в инфраструктуру по транспортировке водорода, но даже в этом варианте проект не пошел.
BarMar задумывается как проект морского трубопровода, что позволит сократить его протяженность, но строительство морских трубопроводов изначально дороже, поэтому выгоды по сравнению с МГП MidCat от сокращения протяженности трассы также сомнительны.

Источник