Госдума приняла в 1м чтении законопроект, предусматривающий расширение периметра применения режима налога на дополнительный доход (НДД) на еще 27 участков недр в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Республике Коми.
Документ инициирован главой комитета Госдумы по энергетике П. Завальным и зампредседателя комитета по бюджету и налогам О. Ануфриевой.
По мнению авторов, расширение периметра применения налога может дополнительно принести в федеральный бюджет 84 млрд руб. в 2023-2027 гг.
Об этом говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
В периметр НДД могут попасть
- 23 участка из 4й группы месторождений (вновь вводимые участки), по которым компании должны будут взять обязательства нарастить добычу на 9 млн т совокупно в 2023-2027 гг.,
- участки из 3й группы (выработанные месторождения), где дополнительная добыча составит около 4 млн т.
При этом режим НДД может начать работать по участкам 4й группы уже с 1 января 2022 г., а по 3й группе — с 1 января 2023 г.
Самое крупное месторождение, попавшее в периметр НДД, — Тевлинско-Русскинское, которое разрабатывает ЛУКОЙЛ.
Ранее ЛУКОЙЛу одобрили включение в НДД месторождения 4й группы: Южно-Холмогорское, Щучье, Северо-Ягунское.
Под режим НДД подпадают
- некоторые новые месторождения в Восточной Сибири,
- действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн т),
- новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн т/год,
- арктические проекты.
НДД по сути заменяет собой экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых НДПИ (частично) и взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку.
По итогам 1го года добыча нефти на участках недр, вошедших в пилотные проекты, увеличилась на 2,9 млн т/год, в тч на отдельных месторождениях — более чем на 10% в годовом выражении, а общие капитальные вложения выросли более чем на 110 млрд руб., отмечал вице-премьер А. Новак.
При этом, П. Завальный считает, что на фоне текущего кризиса нельзя исключать отмену налогового маневра в нефтяной отрасли и переход к более прозрачной системе экспортных платежей для защиты внутреннего рынка.
Тезисы:
- Что касается налогового маневра, коллеги, мы были против этого налогового маневра.
- Причины его появления несколько другие, он намного усложнил прозрачность системы налогообложения и для нефтяников, и в целом для регионов.
- Мы вернемся к вопросу отмены налогового маневра и перехода к более прозрачной системе таможенных платежей, экспорта нефти, защиты внутреннего рынка.
- Это упростит наши отношения в недропользовании, поэтому нефтяники не в восторге, они бы восприняли это известие позитивно, если бы мы к этому вопросу вернулись.