История освоения российского шельфа

Когда говорят об освоении шельфа во времена СССР, в первую очередь, имеют в виду Каспий и прибрежные воды Сахалина. Тем не менее, советские нефтяники успешно осваивали и другие акватории.

Поиски нефти и газа на шельфе Черного моря начались в 1968 году силами только что созданного треста «Черноморнефтегазпром» Министерства геологии СССР. Работа шла очень успешно — спустя год было открыто Голицынское газоконденсатное месторождения, для разработки которого на Херсонском судостроительном заводе была построена первая стационарная платформа. Потом к ней добавилась и вторая.

В 1974 году  на базе треста «Крымнефтегазразведка» было создано объединение «Крымморгеология», которое сосредоточилось на геологоразведке акватории Черноморо-Азовского бассейна. Это было крупное подразделение, в структуру которого входил флот из 20 судов, цех по строительству стационарных платформ, база обслуживания в Черноморске и несколько буровых бригад. Ключевым звеном морского разведочного бурения была самоподъемная плавучая буровая установка «Сиваш». 

В начале 1979 года «Черноморнефтегазпром» было передано в Мингазпром, что позволило активизировать работы на море. Вскоре «Черноморнефтегазпром» получил в свое распоряжение установку «Сиваш», новые плавкраны, водолазные, исследовательские и снабженческие суда, а также композитный плавучий док. Голицынское месторождение насчитывало уже четыре стационарные платформы, блок-кондукторы и сеть внутрипромысловых и магистральных подводных трубопроводов. Активно обустраивались и соседние месторождения — Штормовое и Архангельское.     

В 1981 году специалисты «Черноморнефтегазпрома» начали работать на перспективных структурах болгарского шельфа Черного моря. В качестве компенсации болгарские строители возвели несколько десятков жилых домов в Крыму и в подмосковных Кимрах, где планировалось создать крупный научно-исследовательский центр Главморнефтегаза. Увы, этот важный и интересный проект так и остался на бумаге.  

К середине восьмидесятых годов «Черноморнефтегазпром» добывал 2 млрд. кубометров газа в год. Благодаря этому Крым, один из главных курортных центров страны и база Черноморского флота, был полностью обеспечен природным газом.

В суверенной Украине добычная структура осталась госпредприятием, правда, с немного укороченным названием  — «Черноморнефтегаз».  Сегодня это собственность Республики Крым. Профиль деятельности предприятия достаточно уникальный, поскольку объединяет весь комплекс геологоразведочных и добычных работ, включая глубокое разведочное и эксплуатационное бурение на море и на суше, промышленное строительство, добычу, транспортировку и хранение природного газа и жидких углеводородов. 

Предприятие эксплуатирует 10 месторождений, в том числе 7 морских (Голицынское, Штормовое и Архангельское в Черном море и Фонтановское, Стрелковое, Восточно-Казантипское и Северо-Булганакское в Азовском), а также 3 сухопутных (Джанкойское и Задорненское газовые и Семеновское нефтяное). У предприятия есть две плавучих буровых установки – вышеупомянутый «Сиваш» и более новая «Таврида», построенная в 1995 году.

Теперь – о Балтике. Первые геологоразведочные выходы на Балтийское море  относятся еще к началу 60-х годов, но активные исследования его акватории начались только в 1976 году с созданием «Петробалтик»,  совместного предприятия, учрежденного геологическими организациями СССР, ГДР и Польши.

«Для разогрева» предприятие открыло нефтяное месторождение Schwedeneck… в акватории ФРГ (в Кильской бухте). Затем «ПетроБалтик» сосредоточилось на советском и польском шельфе, где пробурило 22 скважины и открыло 7 нефтегазовых месторождений – 4 в польской акватории, в пределах Лебской зоны, 3 – в советских территориальных водах, между городами  Балтийск и Нида, вдоль побережья Балтийской и Куршской кос. 

Не обошлось и без проблем – в штормовой сезон случались аварии, обрывы бурового инструмента и потери груза. Однажды произошел разлив нефти, попортивший литовское побережье. Впрочем, нет худа без добра – с тех пор экологии на Балтике нефтяники уделяют самое пристальное внимание, работая здесь по принципу нулевого сброса.

Наиболее крупную залежь «ПетроБалтик» открыло в 1983 году на перспективной площади Д-6, расположенной в 22 км к западу от Ниды на глубине моря до 30 метров. Первая же пробуренная здесь скважина с глубины 2,4 км дала промышленный приток легкой высококачественной нефти. Месторождение получило название Кравцовское в честь геофизика Бориса Кравцова, извлекаемые запасы определены в размере 9 млн тонн. После оценки запасов месторождение было законсервировано до проведения экспертизы экологической безопасности биологических ресурсов и заповедной Куршской косы. 

В 1995 году в регион пришел ЛУКОЙЛ, возобновивший работу на Кравцовском – его доразведка была поручена все тому же предприятию «Петробалтик», только уже работающему под польским флагом. После бурения, проводившегося самоподъемной плавучей буровой установкой  Livingston, началось обустройство морской ледостойкой стационарной платформы.

Параллельно в поселке Ижевское Калининградской области строился береговой нефтяной терминал, введенный в эксплуатацию в 2001 году. Именно сюда поступает нефть с Кравцовского месторождения. Строительство и эксплуатация платформы Д-6 и терминала «Ижевское» дала ЛУКОЙЛу огромный опыт, широко использовавшийся при возведении Варандейского терминала на Баренцевом море и обустройстве морских месторождений на Северном Каспии.

Существенная активизация геологического изучения арктического шельфа произошла в 1979 году, когда в Мурманске был создан трест «Арктикморнефтегазразведка». Спустя два года трест приступил к работе и пробурил на Дресвянской площади в Печорском море первые две морские поисково-разведочные скважины. Бурение носило экспериментальный характер и осуществлялось с судна «Севастополь», переоборудованном в буровую платформу. 

Планомерные поисковые работы начались в 1982 году, когда флот арктических геологов пополнили специализированные буровые суда «Валентин Шашин» и «Виктор Муравленко», а затем 3 полупогружные и 2 самоподъемные плавучие буровые установки.

За четверть века активной морской геологоразведки трест открыл на шельфе Западной Арктики — в Баренцевом и Карском морях — 15 месторождений нефти и газа, включая крупные — Штокмановское, Приразломное, Ленинградское и Русановское. В результате был обеспечен прирост промышленных запасов  в размере более 3 трлн кубометров газа и более 200 млн тонн нефти и газового конденсата. 

Интересно, что геологи довольно успешно попробовали себя и в нефтедобыче – открыв в 1982 году на острове Колгуев Песчаноозерское нефтегазоконденсатное месторождение, трест начал его разрабатывать. Всего за период эксплуатации на Песчаном Озере газлифтным способом добыто более миллиона тонн нефти.

В экономических передрягах 90-х годов трест не только уцелел, но и, оставшись в госсобственности, продолжил активную работу на шельфе. Впоследствии «Арктикморнефтегазразведка» перешла под эгиду «Зарубежнефти», сохранив свой уникальный статус единственного в России предприятия, способного самостоятельно вести морские поисково-разведочные работы.

К сожалению, именно с этим предприятием связана и самая крупная трагедия, произошедшая у отечественных нефтяников на шельфе. 18 декабря 2011 года в Охотском море во время перехода с Камчатки на Сахалин плавучая буровая установка «Кольская» попала в сильный шторм и затонула; погибли 53 человека. 

Оставшийся флот «Арктикморнефтегазразведки» — буровое судно «Валентин Шашин», переименованное в Deep Venture, и буровая установка  «Мурманская» — были перебазированы во Вьетнам, где работали в качестве подрядчиков на шельфе Южно-Китайского моря. 

Из 15 месторождений, открытых на российском арктическом шельфе, в эксплуатацию введено только одно – Приразломное в Печорском море, в 60 км от прибрежного поселка Варандей. Извлекаемые запасы месторождения — 70 млн тонн нефти, добычу в объеме более 3 млн тонн нефти в год ведет «Газпром нефть» с ледостойкой стационарной платформы «Приразломная».

Источник