Какие изменения законодательства для нефтегазовых компаний вступят в силу в 2024 году

В 2023 году законодательство РФ для нефтегазовой отрасли претерпело изменения, которые затронут различные направления правого регулирования и налоговых исчислений. Всего нижняя палата приняла в этом году 694 закона, побив рекорд прошлого года – 653. Агентство нефтегазовой информации подготовило обзор главных законодательных новелл для 2024 года. 

Бюджетное правило

В октябре внесены корректировки в бюджетное правило. Вновь вводится нефтяное отсечение, применение которого было заморожено еще весной 2022 года, а с 2023 года объем базовых нефтегазовых доходов федерального бюджета исполнялся в абсолютном выражении — на уровне 8 трлн рублей с дальнейшей ежегодной индексацией на 4% начиная с 2026 года. Новый закон предусматривает переход к определению базовых нефтегазовых доходов исходя из базовой цены на нефть на уровне $60 за баррель с ежегодной индексацией на 2% начиная с 2027 года.

Как пояснял Прайму замглавы Минфина РФ Алексей Лавров, предлагается «вернуться к конструкции бюджетного правила, которое действовало до прошлого года – к привязке базовых нефтегазовых доходов к цене на нефть». Переход к такой конструкции «делает бюджет гораздо более устойчивым, в том числе позволяет учесть валютный курс и все остальные факторы», отмечал он.

Кроме того, используемая в расчетах базовая экспортная цена на природный газ принимается на уровне его среднегодовой экспортной цены в $250 за тыс. куб.м, также с ежегодной индексацией на 2% начиная с 2027 года. Уточняется и базовая цена экспортной альтернативы для бензина АИ-92 и дизельного топлива пятого класса. Все эти изменения распространяются на правоотношения, возникающие при составлении и утверждении федерального бюджета, начиная с проекта бюджета на 2024-2026 годы.

Поправки в закон «О недрах»

В декабре были приняты изменения в закон «О недрах», разработанные Минприроды по поручениям президента страны. Они наделяют частные компании правом заниматься региональными (ранними) этапами геологоразведочных работ и передавать свои поисковые лицензии. При этом Роснедра наделяются полномочиями оценивать прогнозные ресурсы месторождений, разведкой которых занимался бизнес.

Сегодня ранними этапами геологоразведки занимается и финансирует государство. Федеральный центр традиционно берет на себя одну из самых сложных задач – первичный поиск полезных ископаемых, выявление перспективных площадей, где можно вести добычу в промышленных масштабах. Поэтому допускать к нему будут только российские компании с опытом работы не менее пяти лет, у которых нет случаев досрочного прекращения права пользования недрами в течение двух последних лет.

«В итоге мы рассчитываем на ежегодный прирост региональной геологической изученности страны в два раза: с ежегодных 0,7 до 1,5%, а также на увеличение инвестиций в геологоразведку. И если сейчас в год открывается порядка сорока перспективных объектов, то будет около ста», – прокомментировал глава Минприроды России Александр Козлов.

Контроль за ранними этапами геологоразведки остаётся за государством: будет утверждён порядок, определяющий совместное проведение этих работ Роснедрами и частными инвесторами.

Вводится свободный оборот поисковых лицензий: компании смогут заключать сделки без привязки к имущественным или корпоративным связям между инвестором и пользователем недр. На данный момент передать такую лицензию можно только с самой компанией, и из-за этого крупные добычные производства вынуждены покупать мелких юридических лиц.

Спекуляции исключаются, потому что продать поисковую лицензию можно только при отсутствии досрочного прекращения права пользования по иным лицензиям за последние два года, а также к ней прикладывается вся утвержденная документация на геологоразведку и геологическая информация на участок.

Законопроект также предусматривает сокращение до 10 рабочих дней сроков проведения аукционов на участки местного значения от даты объявления до самих торгов. Благодаря этому месторождения общераспространённых полезных ископаемых быстрее будут вводиться в экономику: песок и щебень являются основой для строительства автомобильных и железных дорог.

Другой законопроект, разработанный Минприроды России, наделяет Роснедра полномочиями проводить оценку прогнозных ресурсов минерального сырья, разведкой которого занимались частные компании. На данный момент агентство не может перепроверить и апробировать эти данные. Поправки в закон «О недрах» изменят такую ситуацию.

Документ уточняет состав плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Сейчас это пользователь недр, который образовал «вскрышу» и не использует её. После вступления в силу изменений в законодательство платить за негативное воздействие обязаны лица, которым эта «вскрыша» передана, но не вовлекается во вторичный оборот.

Основные изменения для рынка трубопроводного газа и СПГ

В ноябре Госдума приняла поправки в закон «О газоснабжении в Российской Федерации», закрепляющие принцип «бери или плати» для долгосрочных поставок газа российским промышленным потребителям. Это касается потребителей, в том числе вводящих в эксплуатацию новые промышленные объекты, осуществляющих производство продукции, выработку тепловой и электроэнергии.

Как ранее пояснял глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, развитие механизмов «бери или плати» необходимо для реализации инвестиционных газохимических проектов там, где для этого есть необходимые ресурсы, добычная база и развитая транспортная инфраструктура, или инвестиции в развитие этой инфраструктуры требуются незначительные.

Новый закон также относит к полномочиям кабмина РФ утверждение правил технологического присоединения к магистральным газопроводам.

Также в 2024 году вступит в силу закон, направленный на развитие проектов по производству сжиженного природного газа и расширение перечня экспортёров СПГ.

Исключительное право на экспорт сжиженного природного газа предоставляется юридическим лицам, реализующим предусмотренные документами стратегического планирования инвестиционные проекты, направленные на создание и эксплуатацию объектов по производству сжиженного природного газа, производительность каждого из которых составляет более 20 тонн в час.

Кроме того, в новом году предусмотрено дополнительное увеличение ставки НДПИ на газ — с 1 августа 2024 года до 31 декабря 2026 года включительно.

В проекте бюджета РФ на 2024-2026 гг указано, что на поступления НДПИ на газ также оказывает влияние изменение введенного в 2023 году коэффициента Ккг в ставке, который характеризует изъятие дополнительной выручки компаний от индексации тарифов на газ, поставляемый на внутренний рынок, в том числе с учетом дополнительной корректировки тарифов в 2024-2025 годах.

Коэффициент Ккг был внесен в расчет ставки НДПИ с января 2023 года. С января 2023 года по 30 июня 2024 года он составляет 134, с 1 июля 2024 г. по 30 июня 2025 г. — 285, с 1 июля 2025 г. — 305.

Основные изменения для рынка нефти

Правительство РФ расширило перечень трудноизвлекаемых запасов. В него включены залежи нефти кумско-керестинской свиты на Северном Кавказе и отложений палеозоя Западной Сибири. Поправки внесены в постановление правительства РФ от 19 сентября 2020 г. № 1499, которое устанавливает виды ТрИЗ, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи ТрИЗ, т.е. для создания технологических полигонов. Минприроды полагает, что включение новых участков позволит открыть больше таких центров компетенций как техполигоны, а также масштабировать полученные результаты для запуска новых добычных производств.

С 1 января 2024 года вступят в силу нормы, предусматривающие возможность перевода участков углеводородов с запасами вязкой и сверхвязкой нефти на налог на дополнительный доход (НДД). В частности, в перечень включаются участки недр с запасами сверхвязкой нефти, при этом добыча нефти вязкостью от 200 до 10 тыс. мПа и более в пластовых условиях должна составлять минимум 70%.

Как пояснил ранее статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, поскольку такие запасы относятся к трудноизвлекаемым, при переходе на НДД у них снижается НДПИ. По его словам, таким образом появляется стимул к развитию этих месторождений, поскольку у них снижается фиксированная ставка налога, которая взимается независимо от финансового результата, но при этом вводится налогообложение финансового результата.

Также Госдума приняла поправку о продлении с 2023 года до 2026 года действия ограничений по уменьшению налоговой базы по НДД на сумму убытков в пределах 50%.

Источник