Вопреки санкциям США против «Северного потока-2», у «Газпрома» все еще есть способы завершить строительство проекта, например, обратиться за помощью к Китаю или другим сдержанным по отношению к санкциям странам, пишет аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов в своей авторской статье, опубликованной Московским центром Карнеги.
«Конечно, в мире совсем немного инжиниринговых компаний, предоставляющих аналогичные услуги… Но они есть. Проблема для «Газпрома» тут скорее в том, что почти все компании-конкуренты и трубоукладчики зарегистрированы в связанных с Западом юрисдикциях, а не в странах-изгоях, для которых дополнительные американские санкции не стали бы чем-то из ряда вон выходящим», — пишет эксперт.
По его словам, компании, строящие морские газопроводы, в основном находятся в странах с традиционно сильной морской нефтегазодобычей. Речь идет о США, Великобритании, Нидерландах, Румынии, есть менее привязанные к национальной нефтегазовой промышленности компании из Италии, Франции, Швейцарии, есть восточный сектор с фирмами из ОАЭ, Малайзии, Китая, есть трубоукладчик даже в обложенном американскими санкциями Иране.
«И в России имеются такие суда: как минимум, это собственное судно «Газпрома» «Академик Черский», которое сейчас находится в порту Находки, и трубоукладочная баржа Fortuna компании МРТС («Межрегионтрубопроводстрой» — ред.), стоящая в порту Мукран на острове Рюген», — отмечает он.
Однако Fortuna, которая ранее уже участвовала в строительстве «Северного потока-2», не подходит для датского участка проекта по техническим требованиям регулятора. «Поэтому «Газпрому» придется или пригнать с Дальнего Востока собственное судно, или обратиться за помощью, например к китайским компаниям, которые более сдержанно относятся к санкционным угрозам со стороны США», — пишет эксперт.
Впрочем, пишет эксперт, подходящее судно можно попробовать купить через цепочку фирм – как в свое время в СССР в условиях санкций США удалось осуществить сделку «газ – трубы» или поставить в страну финские глубоководные аппараты. «Да, это дорого: судно-трубоукладчик может стоить и 300 миллионов долларов, и даже 500 миллионов. Но ржавеющая в водах Балтики труба финансово, репутационно да и символически гораздо хуже», — заключает он.
Источник: ПРАЙМ