Александр Оборонков переехал работать на каспийскую платформу Лукойла имени Филановского несколько лет назад, чтобы следить за добычей нефти на объекте-мечте любого буровика: дебиты скважин месторождения в 100 раз выше аналогов на суше.
Вторая по объемам добычи нефти в РФ компания Лукойл, около двух десятилетий разбуривающая российское мелководье, жаждет применить полученный опыт для освоения богатой углеводородами глубоководной акватории РФ, но, несмотря на пробуксовку в освоении шельфа, власти РФ не спешат менять существующие правила доступа к шельфу.
Частный Лукойл видит в своих шельфовых проектах точки роста и ускоряет темпы увеличения производства в российской акватории: в 2020 году добыча углеводородов Лукойла на мелководном шельфе России вырастет более чем на четверть по сравнению с прошлым годом и составит почти 9 миллионов тонн, согласно стратегии Лукойла.
Замначальника цеха платформы имени Филановского Оборонков, приехавший работать на Каспий несколько лет назад с добывающих активов Лукойла в Западной Сибири, до сих пор удивляется высокой производительности каспийского месторождения.
“Периодически курирующее к платформе и обратно грузовое судно “Лангепас” напоминает мне о родных сибирских краях”, — сказал Рейтер Оборонков, стоя на платформе в Каспийском море.
“Одна скважина тут (по производительности) — как 100 скважин на суше”.
Однако скучать о родных краях на платформе, где двухнедельной вахтой трудится около 130 человек, долго не приходится: производственный процесс продолжается круглые сутки.
Лукойл получил своё название по первым буквам нефтяных городов — Лангепас, Урай, Когалым в Западной Сибири. В этом регионе Лукойл, который был крупнейшим российским производителем нефти до 2007 года, добывает львиную долю своего сырья.
С 2008 года подконтрольные государству Роснефть и Газпром получили монопольное право работы на шельфе, а Лукойл, крупнейшим акционером которого является его глава Вагит Алекперов, продолжил разрабатывать проекты в Каспийском и Балтийском морях, где уже вел работы до 2008 года.
Николай Ляшко, глава дочерней компании, разрабатывающей каспийские месторождения — Лукойл-Нижневолжскнефть — говорит, что обустройство скважины на Каспии обходится в 10 раз дороже, чем на суше, при этом себестоимость добычи — примерно в три раза меньше, чем в Западной Сибири.
Так, на месторождении имени Филановского себестоимость производства сырья составляет 650 рублей за тонну, а начальный дебит скважин — 3.000 тонн в сутки, добавляет Ляшко.
Истощение западносибирских месторождений толкает Лукойл к активной разработке дорогостоящего шельфа, тогда как государственные гиганты — Роснефть и Газпром — притормозили освоение акватории в последние годы из-за падения цен на нефть и санкций Запада в отношении поставок оборудования.
ДО РАССМОТРЕНИЯ
Глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин сказал российским сенаторам в ноябре, что в условиях западных санкций рассчитывать на скорое освоение шельфа РФ не приходится, передавали российские агентства. По словам министра, разработка шельфа проходит непросто, его изучение — недостаточно быстро.
Вице-премьер Дмитрий Козак в ноябре поручил Минэнерго РФ проработать возможность создания единого органа для контроля добывающих проектов на шельфе РФ, а также изучить зарубежный опыт работы в акватории и варианты изменений в российское законодательство.
Глава Лукойла Алекперов неоднократно говорил, что компания готова осваивать акваторию Арктики, перспективные ресурсы которой, по данным Минприроды, оцениваются почти в 13 миллиардов тонн нефти.
Алекперов говорил ранее, что при достаточном опыте работы на шельфе Лукойл не может стать оператором на глубоководье РФ при том, что на шельфе Норвегии у компании есть такая возможность.
По его словам, Лукойл обладает технологиями бурения скважин на глубине воды 2.800 метров.
За пределами РФ Лукойл участвует в глубоководных проектах в норвежском секторе Баренцева моря и мелководных — на шельфе Мексики. У Лукойла также есть опыт работы на глубоководных проектах в Западной Африке.
В ответе за запрос Рейтер Минприроды РФ сообщило, что по поручению президента РФ Владимира Путина в течение 2015 года ведомство прорабатывало вопрос о пересмотре существующих ограничений по работе на шельфе.
Однако окончательное решение о возможности снятия ограничений отложено до рассмотрения на совещании у главы государства. Минприроды не уточнило сроков проведения совещания.
ОЗЕРО-МОРЕ
Расположенное на стыке Европы и Азии Каспийское море — самое большое озеро на земле. Его называют морем из-за огромной площади, солоноватую воду и сходный с морским режим.
С 1999 года в каспийской акватории Лукойл открыл десяток месторождений, очертив крупную нефтегазовую провинцию с суммарными извлекаемыми запасами свыше одного миллиарда тонн условного топлива.
Лукойл ежегодно вкладывает в Северный Каспий около 50 миллиардов рублей, примерно десятую часть от общих инвестиций компании.
Добываемая на Каспии легкая малосернистая нефть поставляется на экспорт через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), что позволяет значительно снизить транспортные расходы, тогда как газ отправляется на нефтегазохимический комплекс Ставролен для переработки.
Для монетизации запасов газа Каспия Лукойл планирует построить газохимический комплекс в Ставропольском крае, вложив в его строительство 120 миллиардов рублей.
Лукойл оценивал совокупные инвестиции в Корчагина и Филановского на уровне около 400 миллиардов рублей. Концепция освоения каспийских месторождений Лукойла до 2030 года предполагает строительство 25 морских платформ.
Согласно планам компании, производство сырья на Каспии вырастет в 2020 году на 29 процентов до 171.000 баррелей нефтяного эквивалента в сутки, или до 8,6 миллиона тонн в год по сравнению с 2017-м.
В более отдаленной перспективе Лукойл ожидает выход на полку добычи на Каспии на уровне 200.000 баррелей нефтяного эквивалента или 10 миллионов тонн углеводородов в год.
Добычу на Северном Каспии Лукойл начал в 2010 году, запустив месторождение имени Юрия Корчагина, которое, при глубине воды в 11 метров, ежегодно добывает около 1 миллиона тонн нефти и 1,8 миллиарда кубометров газа.
Ещё через 6 лет в 40 километрах от берега Лукойл запустил так называемую жемчужину Каспия — месторождение имени Филановского с извлекаемыми запасами нефти в 129 миллиона тонн и 30 миллиардов кубометров газа.
Месторождение разрабатывается в три очереди, сейчас там производится около 6 миллионов тонн нефти и около 1 миллиарда кубометров газа в год. Глубина моря в районе месторождения — около 10 метров, а сама платформа “прибита” ко дну на 60 метров бетонными сваями.
В обустройство первой и второй очередей месторождения имени Филановского Лукойл вложил 200 миллиардов рублей, сказал глава Лукойл-Нижневожскнефть Ляшко.
Для того, чтобы добраться до каспийской нефти, необходимо пробурить вертикальную скважину, которая может достигать более 2 километров, еще минимум столько же приходится “сверлить” вдоль горизонта. Средняя длина скважины — 4,0-4,5 километра.
“При этом уже в прошлом году мы вышли на прибыль и начинаем окупать вложенные средства за счет высокодебитных скважин”, — сказал Ляшко.
Бурение на Каспии для Лукойла ведет “дочка” российской компании Eurasia Drilling Company (EDC), сервисные услуги предоставляет американская Schlumberger.
Следующий этап для Лукойла на Каспии — запуск в 2023 году Ракушечного месторождения, которое будет производить “на полке” 1,2 миллиона тонн нефти и располагается в 9 километрах от Филановского.
Помимо Каспия с 2004 года компания активно работает в Балтийском море, на Кравцовском месторождении, добывая нефть на глубине 25-35 метров. Летом 2016 года на основании факта открытия месторождений власти предоставили Лукойлу еще несколько перспективных участков на Балтике.
Лукойл также участвует в геологоразведке в Азовском море.
Источник: Reuters