Минприроды выступило против передачи управления проектами на шельфе Арктики структуре ВЭБа

В Минприроды отметили, что необходимо сохранение существующей системы недропользования.

Минприроды выступает против идеи Минвостокразвития создать оператора новых проектов на шельфе Арктики, который бы координировал доступ к ним частных компаний.
Об этом сообщил «Коммерсант» со ссылкой на письмо замглавы Минприроды, главы Роснедр Е. Киселева, которое он направил замглавы Минвостокразвития А. Крутикову в конце мая 2020 г.

Минприроды не согласно с предложением Минвостокразвития о наделении входящего в ВЭБ.РФ Фонда развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ) функциями оператора шельфовых проектов.
Тезисы Е. Кисилева:

  • необходимо сохранение существующей системы недропользования;
  • если разовые платежи за участки недр будут переданы ФРДВ, это приведет к выпадающим доходам и к дестабилизации системы госфинансирования отрасли;
  • государство как собственник недр и запасов полезных ископаемых, залегающих в недрах, является единственным субъектом, обладающим правом на взимание фискальных платежей за пользование государственным имуществом;
  • ФРДВ и так финансируется из бюджета РФ, и передача платежей фонду представляется излишней и необоснованной. 

9 июня 2020 г. Минвостокразвития представило новый законопроект по допуску частных инвесторов к арктическому шельфу РФ.
В документе министерство предложило передать полномочия по управлению недрами российского континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах ФРДВ.
Он сможет получать не менее 25,1% в проектах разработки шельфовых участков недр с частными компаниями. 
В качестве курирующего органа предлагается создать правительственную комиссию во главе c вице-премьером по Арктике Ю. Трутневым, в которую также войдут представителей Минэнерго, Минфина, Минэкономразвития, Минприроды, Росимущества, Росреестра, Минобороны, ФСБ, ФАС, Минпромторга, Минвостокразвития. 
Комиссия будет одобрять соглашение о создании консорциума, размеры стартового платежа, координировать ведомства по вопросам недропользования на шельфе, а также принимать решение о предоставлении участков недр. 
Законопроектом предлагается предоставлять лицензии на геологическое изучение сроком на 8 лет с обязательствами по проведению сейсморазведочных и буровых работ на каждом участке недр, а также лицензии на разведку и добычу минеральных ресурсов сроком на 30 лет. 

Создание оператора шельфовых проектов на базе ФРДВ — уже 2я попытка Минвостокразвития и Ю. Трутнева получить контроль над распределением новых шельфовых участков в Арктике.
Первоначально предполагалось создать для координации процесса и участия в проектах госкорпорацию Росшельф.
Инициатива подразумевала, что в сотрудничестве с Росшельфом к участкам недр допустят частных инвесторов.
Но законопроект был жестко раскритикован Минэнерго и Минприроды в феврале 2020 г., после чего идея создания Росшельфа была отложена.
В частности отмечалось, что в законопроекте не указывается, за счет чего будет обеспечено привлечение новых инвесторов в шельфовые проекты, в т. ч. в условиях действующих секторальных ограничений на финансирование проектов и привлечение технологий в разработку глубоководных участков недр.
Кроме того, Росшельф, согласно законопроекту, претенддовал на многие полномочия действующих органов власти, а сам должен существовать в новом правовом режиме.
Проект создавал конфликт интересов: корпорация наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля.

В результате, как стало известно в мае 2020 г., Ю Трутнев поручил Минвостокразвития доработать законопроект по освоению континентального шельфа РФ в районах Арктики и Дальнего Востока.
При этом он отметил, что на данный момент, когда инвестиционная активность на рынках снижена, создание госкорпорации отложено.

Вопрос о допуске частных компаний на шельф Арктики обсуждается уже давно.
Вновь был поднят  в июле 2019 г., когда Ю. Трутнев предложил В. Путину идею создать госкомпанию-оператора для расширения доступа частных компаний к шельфу Арктической зоны РФ.
По мнению Ю. Трутнева, Роснефть и Газпром не заинтересованы форсировать разработку, поскольку обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно.
По разным оценкам медленное развитие арктических проектов приведет в 2035 г. к упущенной выгоде в приросте ВВП в размере 18 трлн руб.

Основным претендентом на арктические проекты среди российских компаний является ЛУКОЙЛ.
Компания имеет успешный опыт реализации шельфовых проектов в Каспийском и Балтийском морях.
Однако в октябре 2019 г. глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов сообщил, что при нынешних мировых ценах на нефть рентабельность при работе на арктическом шельфе очень низкая, и ЛУКОЙЛ готов участвовать в таких проектах при цене 80-120 долл. США/барр.

Автор:Д. Савосин

Источник : Neftegaz.RU