Налоговый мониторинг — это новая форма контроля, заменяющая традиционные проверки ФНС на онлайн-взаимодействие с бизнесом

Набирает обороты востребованность налогового мониторинга (НМ), кардинально меняющего формат взаимодействия ФНС и бизнеса. Критерии применимости НМ постоянно расширяются для новых компаний, появляется больше ИТ-решений для развертывания необходимой цифровой среды. Какие преимущества и вызовы несет переход бизнеса на НМ?

Налоговый мониторинг — это новая форма контроля, заменяющая традиционные проверки ФНС на онлайн-взаимодействие с бизнесом. Компания предоставляет проверяющим органам доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации. Сотрудники ФНС подключаются к базе данных с информацией об операциях налогоплательщика и видят онлайн, как вычисляются и уплачиваются налоги.

Отметим, применение налогового мониторинга происходит исключительно на добровольной основе. С точки зрения цифровизации госуслуг и экономики в целом — это абсолютно логичный шаг. Его реализация требует больших объемов совместной работы, но в итоге выстраивается среда доверия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

НМ обеспечивает почти полный отказ от запросов документов, проверке подвергаются только операции, которые содержат элементы риска. Как следствие, значительно сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки: кадровые, временные и денежные. Да и что лукавить, проверка — всегда стресс.

Кто может использовать НМ

Налоговый мониторинг появился не вчера, такая форма контроля применяется с 2015 года. Однако нормативно-правовая база, регламентирующая порядок его проведения, постоянно меняется и дополняется. Очередным «апдейтом» НМ стало утверждение в мае 2021 года обновленных форм документов для электронного обмена и форматов их передачи в электронном виде. Еще в 2021 году изменились критерии доступа компаний к НМ: с 1 июля перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам последнего отчетного года в сумме выполнены следующие условия:

  • общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (ранее — 300 млн руб.);
  • доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (ранее — не менее 3 млрд руб.);
  • балансовая стоимость активов (на 31 декабря 2020 года) составляла не менее 1 млрд руб. (ранее — не менее 3 млрд руб.).

Как это происходит

Роль проектов по автоматизации онлайн-взаимодействия бизнеса и ФНС растет, равно как и спрос на ИТ-решения для налогового мониторинга. На сегодняшний день на российском рынке есть несколько готовых программных решений для реализации НМ со стороны бизнеса:

  • «1С: Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С: Управление холдингом. ERP» и «1С: Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С;
  • Central Finance (CFIN), Advanced Compliance Reporting (ACR) и Tax Compliance от компании SAP;
  • «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.

Ключевые возможности решений ведущих вендоров практически идентичны. Поэтому при выборе подходящего ПО стоит в первую очередь ориентироваться на текущую платформу компании.

Реализация налогового мониторинга в компании подразумевает выполнение ИТ-проекта под контролем главного бухгалтера с привлечением внешнего подрядчика. Стоимость работ варьируется от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей в зависимости от количества юридических лиц в структуре компании. Пока этим инструментом пользуются только крупнейшие налогоплательщики, для которых затраты вписываются в бюджет. Обучение специалистов обычно входит в перечень работ проекта, а стоимость поддержки после запуска не превышает 10% от стоимости внедрения.

Роль интегратора

Однако не все так просто. Требования к программному продукту для реализации НМ, основанные на регламенте информационного взаимодействия с ФНС, а также на положении о системе внутреннего контроля (СВК), гораздо шире и не покрываются типовыми механизмами перечисленных решений.

Это означает, что компании-заказчику и системному интегратору в рамках работы по проекту НМ придется выполнить определенный объем работы по «допиливанию» и адаптации функционала ИТ-решения. Например, нередко типовые конфигурации коробочных продуктов для НМ не содержат классификаторов для учета рисков и подлежат разработке с нуля.

Типовые контрольные процедуры ИТ-решений для НМ значительно отличаются от представленных в положении о СВК. Это стандартные сравнения разных показателей в рамках одной формы регламентированного отчета (например, Декларации по налогу на прибыль), обработка по экспресс-проверке ведения учета, а также отчеты по анализу состояния бухгалтерского и налогового учета. В реальности же контрольные процедуры представляют собой конкретный и достаточно объемный классификатор.

Перечень контрольных процедур формируется налогоплательщиком самостоятельно. При разработке ИТ-системы важно определить целесообразность автоматизации каждой процедуры. Также необходимо оценить, насколько укладывается процедура в имеющиеся типовые механизмы учетной системы, что может быть затруднительным для специалистов налогоплательщика.

В процессе реализации проекта по внедрению НМ интегратор выполняет полный анализ разработанного перечня контрольных процедур, адаптируя их под текущую конфигурацию системы, и вносятся необходимые изменения. В результате разрабатывается инструментарий, позволяющий налогоплательщику полностью перевести процесс в единую информационную систему, обеспечить необходимое раскрытие хозяйственной деятельности предприятия для ФНС, исключить необходимость дублирования информации при отправке по разным каналам связи, а также минимизировать потери данных.

Польза, выгода, оптимизация

Главный итог процесса автоматизации — это удобство, ведь речь идет не о ведении учета, а о системе анализа данных и взаимодействия сторон. Затраты на внедрение и доработку ИТ-решения для НМ окупаются для бизнеса, по официальной статистике ФНС, сокращением трудозатрат на проведение проверок до 30%. Снижение сумм начисленных пеней падает на 93%, среднее количество уточненных налоговых деклараций снижается на 9%. Также на 54% сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов. На 77% уменьшается среднее количество документов, представленных по требованию ФНС.

После подключения к налоговому мониторингу крупнейших налогоплательщиков в РФ эта практика будет распространяться далее на крупный и средний бизнес. Постепенно большая часть финансовых операций будет доступна для аналитических систем ФНС. Хитрить с оптимизацией налогов станет дороже, чем платить честно.

Источник