Нефтяным компаниям заплатят 135 млрд руб.

Правительство России согласилось увеличить выплаты нефтяным компаниям из бюджета, чтобы затормозить повышение розничных цен на бензин.

После серии совещаний в Минэнерго, правительстве и у президента Владимира Путина кабин принял решение скорректировать регулирование стоимости топлива для конечных потребителей.

Как сообщила пресс-служба Белого дома, изменится формула демпфера — механизма, запущенного в 2018 году для стабилизации цен на АЗС.

Его суть заключается в следующем: если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше внутренних, то государство компенсирует производителям часть разницы через так называемый обратный акциз. Если же продавать бензин в России выгоднее, чем на внешних рынках, то наоборот — НПЗ должны отдавать в бюджет сверхприбыль.

В новой формуле цена бензина будет индексироваться на величину фактического роста цен на АЗС (вместо стабильных 5% сейчас). Это позволит увеличить выплаты нефтяным компаниям на 135 млрд рублей в год, оценил для VTimes главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Увязка индексации индикативных цен с розничными, рост которых ограничен, должна сбалансировать ситуацию на рынке, иначе в цепочке производителей-поставщиков топлива будут убытки, заключает Ежов.

По итогам февраля нефтяники получили из бюджета около 17 млрд рублей, а если цены на нефть на текущем уровне — почти 70 долларов за баррель — компенсации увеличатся в 1,5-2 раза, до 28-30 млрд рублей.

Но этого не хватает, чтобы остановить топливную инфляцию, которая превышает общую по стране. С начала года бензин подорожал на 1,9%, при том что индекс потребительских цен в целом прибавил 1,5%.

Топливный рынок вновь оказался на грани кризиса, отмечает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша: «Причина — недостаток предложения на бирже и рост оптовых цен темпами, существенно превышающих инфляцию и рост розничных цен».

С 15 декабря по 4 марта бензин марки Аи-95 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже подорожал на 20% и стоит 55,3 тысячи рублей за тонну. Котировки выше рынок видел лишь дважды — во время бензинового кризиса 2018-го и в отдельные дни июля 2020-го.

Аи-92 с 7 декабря по 4 марта взлетел на 24%, а его текущая цена — 54,4 тысячи рублей за тонну — рекордная почти за три года. В феврале Россия резко сократила экспорт нефти (на 11% по сравнению с январем на 20% в годовом выражении), чтобы насытить сырьем внутренний рынок, увеличить переработку и покрыть дефицит. Это затормозило рост биржевых цен, но с начала марта они снова поползли вверх: Аи-92 подорожал на 4,6%, Аи-95 — на 2%. «Оптовые цены достигли розничных и даже в некоторых регионах их превышают, что делает розничный бизнес убыточным, — поясняет Аркуша. — Корректировка демпфера назрела, он не исполняет свою роль, а по суть является очередным налогом на отрасль. Его работа в текущем состоянии приводит к убыткам как оптового, так и розничного сегментов топливного рынка».

Источник