Счетная палата выявила финансовые нарушения при распределении месторождений в ЯНАО
Счетная палата выявила ряд нарушений со стороны Роснедр и двух департаментов по недропользованию — по Уральскому и Северо-Кавказскому федеральным округам при распределении месторождений в 2018 году. Отчет опубликован в свежем бюллетене СП.
В документах указано, что в 2018 году при пользовании недрами в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на общую сумму 7,57 трлн рублей. За тот же период времени в федеральный бюджет поступили неналоговые платежи (включая регулярные платежи), а также государственная пошлина на сумму 27,65 млрд рублей, что составляет 0,3% в общей сумме поступлений платежей при пользовании недрами.
«Разовые платежи составляют наибольшую долю в общем объеме неналоговых платежей при пользовании недрами — 93% в 2018 году», — констатируют в Счетной палате.
При этом, как посчитали аудиторы, неурегулированность ряда вопросов по проведению аукционов приводит к тому, что в 2018 году в федеральный бюджет не перечислен остаток разового платежа в сумме более 5 млрд рублей, так как более 30% победителей торгов отказались от права пользования недрами.
Счетная палата
Также, по мнению СП, центральный аппарат Роснедр и территориальные органы допускают нарушения при расчете разового платежа за пользование недрами.
Значительная часть недр остается нераспределенной и своевременно не вовлекается в хозяйственный оборот. За 2017 год — первое полугодие 2019 года состоялось лишь 64% торгов от числа объявленных. За 2018 год доля состоявшихся торгов составила 67% от объявленных.
При составлении прогноза поступлений доходов Роснедрами планировалось проведение в 2018 году 528 торгов, фактически объявлено — 442, состоялось — 297, то есть доля состоявшихся торгов составила 67% от объявленных и 56% от планировавшихся. При этом в половине объявленных торгов (49%) было не более двух участников, часть торгов признана несостоявшейся в результате подачи заявки только одним участником и (или) признания аукциона несостоявшимся (8%), а также отсутствия заявок (5%). Увеличение стартового платежа всего на один шаг аукциона имело место в 44% состоявшихся аукционов.
Счетная палата
Конкурсы в 2018 году составляли незначительную долю (4%) в общем количестве торгов. Из 18 объявленных конкурсов состоялось 13 (72%), в которых принимало участие два и менее участников.
Из девяти состоявшихся в 2018 году аукционов на территории Уральского федерального округа в трех принимали участие два юридических лица, акции которых принадлежат одной организации (имеется в виду «Новатэк»). «Конкурентная борьба, предусмотренная в целях увеличения начальной цены аукционов, в указанных случаях отсутствует, а второй участник необходим только в целях признания аукциона состоявшимся», — констатируют в СП.
Счетная палата
При объявлении аукциона 25 сентября 2018 года на Южно-Обский участок недр федерального значения, расположенный в акватории Обской губы Карского моря, установлен стартовый размер разового платежа, при расчете которого за основу взяты средние ставки НДПИ по углеводородному сырью за период декабрь 2017 — май 2018 года. Сравнение этих ставок со средними ставками за период март — август 2018 года показало занижение расчета на 4,8 млн рублей, подсчитали аудиторы.
«Если за период, который был взят при расчете, средняя ставка НДПИ по нефти составляла 10,8 тыс. рублей за тонну, то за период март — август 2018 года, то есть шесть месяцев, предшествующих объявлению аукциона, средняя ставка составляла 12,2 тыс. рублей за тонну, по газу — 0,866 и 0,889 тыс. рублей за тыс. кубических метров и по конденсату — 6,752 и 6,937 тыс. рублей за тонну соответственно», — говорится в материалах Счетной палаты.
Подобные нарушения выявлены аудиторами также по участкам недр Штормового месторождения, Верхнетиутейского и Западно-Сеяхинского месторождений, Гадынского месторождения, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Счетная палата
«В данных случаях с момента расчета Роснедрами стартового размера разового платежа до даты объявления аукциона прошло более одного месяца, в результате стоимость единицы добытого полезного ископаемого, используемая при расчете, изменилась, что повлекло занижение стартовых размеров разовых платежей на 466 млн рублей. В результате в федеральный бюджет не поступило 369,9 млн рублей (оценочно по пяти участкам недр)», — указано в отчете СП.
За 2017 и 2018 годы фактические суммы поступивших в федеральный бюджет регулярных платежей за пользование недрами составили 868,5 млн рублей и 875 млн рублей. Однако при индексации ставок регулярных платежей на индекс потребительских цен данные поступления могли бы значительно превысить указанные показатели, считают в СП.
Ставки платы за проведение государственных экспертиз не пересматривались. В результате федеральным бюджетом за 2018 год могло быть дополнительно получено 1 млрд 94,6 млн рублей.
Как заявляют в СП, в федеральный бюджет не поступают значительные суммы средств в виде разовых платежей за пользование недрами в результате признания несостоявшимися значительного количества торгов. В результате проведенных в 2018 году торгов стартовый платеж увеличился более чем в три раза — с 12,7 млрд до 42 млрд рублей. При этом не состоялись торги на сумму стартового платежа 11,47 млрд рублей.
Выявлены ошибки внесения сумм разовых платежей по Уральскому, Дальневосточному, Северо-Западному, Сибирскому федеральным округам.
Аукционная и конкурсная документация по состоявшимся и несостоявшимся торгам внесена в систему не в полном объеме. Например: лицензионные участки Хадытаяхский, Осенний, участок недр федерального значения, включающий Гыданское, Верхнетиутейское, Западно-Сеяхинское месторождения в Ямало-Ненецком АО. Имеют место случаи дублирования информации, в частности по Пазялинскому участку.
Как указано в материалах Счетной палаты, по итогам проверки Министерству природных ресурсов и экологии РФ поручено рассмотреть вопросы о внесении в Закон о недрах нормы об индексации ставок регулярных платежей за пользование недрами на коэффициент инфляции, а также о включении платежей за экспертизы запасов полезных ископаемых и проектов геологического изучения недр. Также предлагается рассмотреть возможность предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона или другому участнику в случае отказа победителя аукциона от права пользования недрами и внесении соответствующих изменений в законодательство РФ. Кроме того, в СП указали на необходимость соблюдения сроков расчета стартового размера платы за пользование недрами.
Источник: https://www.znak.com