Новый владелец Фортуны. Схемы владения судами-трубоукладчиками флота Северного потока-2 усложняются

Российская трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна, ведущая работы по строительству участка магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Германии, сменила владельца 2й раз за 3 месяца.
Об этом пишет РБК.

Согласно обновленной записи в Российском международном реестре судов (РМРС), владельцем судна является КВТ-Рус.
Многократная смена владельца у Фортуны призвана нивелировать последствия от санкций США против МГП Северный поток-2, введенных в декабре 2019 г. и планируемых к расширению в ближайшее время. 
Построенная в 2010 г. ТУБ Фортуна за 10 лет сменила уже несколько владельцев, причем история владения у судна и ранее была непрозрачной, а сейчас ситуация выглядит еще более запутанной.

  • В 2010 г. гонконгская газета South China Morning Post писала, что владельцем ТУБ Фортуна является Maritime Construction Services (MCS, Люксембург), связанная с неназванной российской офшорной компанией. Однако, согласным данным морской базе Equasis, MCS управляла, а не владела Фортуной. При этом ТУБ Фортуна упоминалась на нидерландском сайте MCS вплоть до конца ноября 2020 г.
  • До конца июля 2020 г. баржа числилась на сайте Межрегионтрубопроводстроя (МРТС) как часть его флота. Однако компания уточнила, что арендует Фортуну по договору бербоут-чартера, владельца при этом не назвав. Также МРТС заявил, что что баржа не будет больше участвовать в строительстве МГП Северный поток-2, а чтобы дистанцировать баржу от проекта, попавшего под санкции США, ее переместили из Мукрана, где находится логистический терминал МГП Северный поток-2 сначала в Росток, а потом в Висмар. При этом МРТС указывался в качестве владельца Фортуны в РМРС, но с точки зрения Кодекса торгового мореплавания РФ судовладельцем может называться лицо, эксплуатирующее судно, например, по тому же договору бербоут-чартера.
  • Согласно морской базе Equasis, до 1 декабря 2020 г. владельцем ТУБ Фортуна являлась гонконгская Strategic Mileage Ltd, бенефициары которой неизвестны.
  • 6 октября 2020 г. ТУБ Фортуна была перерегистрирована в РМРС, владельцем судна стала Универсальная транспортная группа (УТГ), в Equasis эти данные появились после обновления базы 1 декабря, причем УТГ указывается также как управляющая компания для судна. Минтранс РФ подтвердил, что УТГ является владельцем судна. УТГ является микропредприятием, компания убыточна.
  • Обновленная запись в РМРС указала, что владельцем ТУБ Фортуна является КВТ-Рус, точная дата изменений неизвестна. КВТ-Рус (г. Москва), как и УТГ, является микропредприятием и практически не имеет активов, а в ее штате единственный сотрудник (учредитель и гендиректор С. Малков). По данным ФНС, 10 декабря 2020 г., компания поменяла основной вид деятельности с оптовой торговли водопроводным и отопительным оборудованием на предоставление услуг по перевозкам, а дополнительный вид деятельности был изменен с производства прочих насосов и компрессоров на деятельность морского грузового транспорта.

Смена собственников у судов потенциального флота достройки МГП Северный поток-2 и перевод их на компании-посредники, стали обычным делом.
Газпром сначала перевел основного кандидата на строительство глубоководного участка МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании — краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский — на Самарский теплоэнергетический имущественный фонд (СТИФ), а потом СТИФ перестал быть аффилированным лицом Газпрома.
Суда обеспечения Остап Шеремета и Иван Сидоренко, которые до начала 2020 г. фигурировали в составе Газпром флота, перешли к АО Нобилити, созданному в конце апреля 2020 г. неизвестными учредителями ССЕ Лимитед (25%) и Нефтяной дом (75%),
ТУБ Фортуна не стала исключением, тем более, что наряду с КМТУС Академик Черский это ключевое судно проекта.

Таким образом минимизируются последствия от санкций США, введенных в декабре 2019 г. против трубоукладочных судов, работающих на строительстве МГП Северный поток-2.
В т.ч. санкции распространяются на компании, которые участвуют в обманных или структурированных сделках, через которые суда предоставляются для достройки МГП Северный поток-2.
16 декабря 2020 г. сенатор США Т. Круз, один из основных инициаторов санкций против МГП Северный поток-2, сообщил, что скоро должен быть представлен новый отчет о предоставляющих суда для строительства компаниях, на основании которого администрация США может ввести санкции.
Не исключено, что смена владельцев ТУБ Фортуна связана с этим отчетом.

Напомним, что строительство МГП Северный поток-2 возобновилось 11 декабря 2020 г., когда ТУБ Фортуна прибыла в район мелководья Адлергрунд в ИЭЗ Германии.
Барже предстоит построить между мелководьем Адлергрунд и отмелью Одер участок протяженностью 2,6 км на каждой из 2 ниток МГП Северный поток-2.
Работы ведутся неторопливо, но время еще есть — разрешение Федерального ведомства по судоходству и гидрографии Германии (BSH) на строительство трубопровода для ТУБ Фортуна действует по 31 декабря 2020 г.
Остается открытым вопрос о достройке участка МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании к северу от о. Борнхольм, где осталось проложить 50-70 км газопровода в зависимости от нитки.
Строить этот участок, скорее всего, будет КМТУС Академик Черский, проходящий испытания в районе Куршской косы.
В начале декабря 2020 г. Черский выходил в район о. Борнхольм, а судно обеспечения Иван Сидоренко несколько раз прошло вдоль трассы МГП Северный поток-2 в водах Дании.
Это можно рассматривать как признак того, что после завершения участка МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Германии, возобновятся работы и в водах Дании.
Однако для КМТУС Академик Черский нужно решить еще проблемы с сертификацией.

Источник:Нефтегаз