На конференции «Зеленые дизель и керосин», открывшей новый цикл мероприятий FutureFuels, эксперты отрасли обозначили путь России в сфере развития «зеленых» топлив.
Российским компаниям нужно объединяться, чтобы вместе разрабатывать и применять экологические топлива, потому что даже в текущей политической и экономической ситуации фокус на «зеленую» энергетику будет сохраняться.
15 марта в Москве прошла первая в России конференция «Зеленые дизель и керосин», которая открыла цикл мероприятий Future Fuels, посвященных топливам будущего. Организаторами выступили CREON Energy и Центр мониторинга новых технологий (ЦМНТ). Конференция была посвящена памяти выдающегося ученого-нефтепереработчика, специалиста по технологиям производства автомобильных и авиационных бензинов и присадок к ним, доктора технических наук, профессора Вячеслава Емельянова. В 2022 году ему бы исполнилось 80 лет.
«Невзирая на санкции повестка декарбонизации и энергоэффективности сохранят свою актуальность на десятилетия. Поэтому нашей отрасли нужно сейчас решать, кто будет развивать направление «зеленого» топлива на российском рынке, в каких объемах и на каких мощностях, — заявил генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. «Сегодня мы с вами стоим у истоков зарождения очень перспективной отрасли, которая определит будущее экологичной мобильности на поколения вперед», подчеркнул он.
В дискуссии приняли участие представители КПМГ, РН-Аэро, Роснефти, ЦДУ ТЭК, 25-го ГосНИИ химмотологии Минобороны России, Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, ВНИИ НП, компаний Газпром нефть и Газпромнефть — Промышленные инновации, Киришинефтеоргсинтез, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина и другие.
Отрасли «зеленого» топлива нужен регулятор
Как бы ни сложилась трансформация экспортных потоков, российские компании неизбежно столкнутся с требованиями низкоуглеродного регулирования и будут вынуждены использовать возобновляемые компоненты для топлив. И те производители, которые сейчас смогут найти мотивацию и ресурсы для низкоуглеродного развития, получат уникальные конкурентные преимущества в любом мире — с санкциями или без, не так важно, согласились участники конференции.
Но чтобы воплотить эти планы в жизнь и выйти на рынок новых инициатив и проектов, в России необходимо создать контролирующий и регулирующий орган, который отвечал бы за развитие «зеленых» топлив и объединяющий усилия разных корпораций — с такой инициативой выступила российская «Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков».
«Если государство не создаст четкую программу и не назначит ответственных, мы, к сожалению, дальше не продвинемся. Компаниям нужно забыть про амбиции, разделить направления и только так работать на будущее — и это будет касаться не только „зеленых“ топлив, но и других отраслей: обеспечения запчастями (отдельные элементы для компрессоров для нефтепереработки и нефтехимии можно заместить), разработки катализаторов и далее по списку», — заявил Александр Иванов, генеральный директор Ассоциации.
По мнению Иванова, притормаживать разработки SAF в России нельзя, даже несмотря на то, что ключевой драйвер его развития исходит из требований по использованию этого топлива в Европе, куда российские самолеты временно не летают. «В будущем вопросы экологии и жизни в едином пространстве снова выйдут на первый план», — подытожил Иванов.
С ним согласился руководитель рабочей группы при Минэнерго, завкафедрой технологии переработки нефти РГУ имени Губкина Владимир Капустин: «Нам нужно приспосабливаться к ситуации сейчас и поднимать новые вопросы. Среди них, безусловно, один из важнейших — импортозамещение. В таких условиях нельзя оставлять без поддержки и науку: нужно вести поиск разработок, проводить семинары по обмену опытом. Нам нужно делать все, чтобы наработать конкурентоспособность и найти свое место», — заявил он.
Развитие отрасли: «озеленить» дизель и найти южных партнеров
По статистике, до конца февраля 2022 г. Россия производила в два раза больше дизельного топлива, чем требовал внутренний спрос, больше ориентируясь на экспорт. По данным генерального директора ЦМНТ Михаила Ершова, при продолжении модернизации НПЗ в стране и полной реализации планов по вводу новых установок гидроочистки, гидрокрекинга, замедленного коксования ожидался рост производства дизельного топлива еще на 16,1 млн. тонн к 2025 году.
Однако теперь тренд на увеличение производства, по оценкам аналитиков, выглядел бы странным, так как структура топлив в Европе — а именно на нее всегда приходилась большая часть российского экспорта — стремительно меняется. По данным ЦМНТ, за пять лет объем рынка нефтяных топлив от общего объема топливного рынка в Евросоюзе снизится на более чем 10% — с 92,5 до 81,6%. Больше всего в ЕС стимулируют производство топлив из передового сырья, в том числе SAF и «зеленый» дизель.
![](https://oilcapital.ru/attachments/e19339a39c6278981a5ca30da1d1c652ced0a42f/store/limit/700/393/100/c1a5cd06cef550bc3703a844751764c5884b25cc23aad0e693362c0e6987/1.png)
«В качестве биодизеля в мире нашли свое применение только два компонента: эфиры метанола и жирных кислот (FAME) и гидрогенизированные масла и жиры (HVO). Из-за отсутствия ограничения по максимальной концентрации ввода и более высоких эксплуатационных характеристик HVO является более ценным продуктом, сохраняющим свою перспективность при долгосрочном планировании. Однако этот вид топлива и стоит дороже», — отметил Михаил Ершов.
Поиск новых рынков сбыта и сохранение потенциала по сырью
Из этого следует, что, во-первых, России нужно найти новые рынки для сбыта топлива, так как профицит по этим топливам уже существует. Поиск партнеров Россия может начать на дефицитных рынках стран Африки и Южной Америки. Китай и Индия для этого не подойдут, так как они такие же профицитные, как и рынок РФ: на графике дефицитные рынки обозначены красным, а профицитные — зеленым.
![](https://oilcapital.ru/attachments/0982a7f2e3164058b0ddeff93564b9cdf209e129/store/limit/700/393/100/1b2275233fbfe499cb36b014c042407e81da0ddc99a8020163e4fd885570/2.png)
Во-вторых, тенденции в Европе и других странах показывают, что «зеленые» топлива занимают все более перспективную нишу. И в этом плане у России высокий потенциал по сырью. В частности, из РФ рапсовое масло ранее экспортировалось в ЕС для производства биодизеля. Помимо растительных масел в России существует потенциал по сбору продвинутых видов сырья: порядка 160-240 тыс. т талловых масел и около 80-150 тыс. т отработанных кулинарных масел и жиров, которые также поставлялись за границу. «У России есть потенциал, чтобы производить биотоплива самостоятельно и поставлять на рынок не только сырье, но и этот продукт или закрывать биотопливом свои потребности», — заключил Михаил Ершов.
![](https://oilcapital.ru/attachments/4a1006d571383eb12f12a8a30fe5b34e0be5065c/store/limit/700/393/100/5b7e0bc65152f5abf98fd64f86dbe2c82de5b0b0484cfbd5634ca09041d9/3.png)
Рынок авиатоплив: экспериментировать с НПЗ
В области производства устойчивого реактивного топлива Еврокомиссия разработала и предложила к внедрению механизм, который значительно усилит существующую систему стимулирования декарбонизации авиации (механизмы СТВ и CORSIA). В 2025 году все собственники транспортно-заправочных комплексов в аэропортах ЕС будут обязаны заправлять воздушные суда вне зависимости от направления их полетов топливом, состоящим из смеси нефтяного авиакеросина и SAF, а также обеспечить возможность заправки «зеленым» топливом в третьих странах или уплачивать штрафы.
«Это нововведение окажет значительное влияние на российских производителей авиакеросина. Под угрозой экспортные поставки в ЕС (ожидается увеличение выработки авиакеросина на 1,5 млн т к 2030 году) и снижение спроса в российских аэропортах в результате сокращения практики танкерования зарубежных авиакомпаний», — сказал Михаил Ершов.
![](https://oilcapital.ru/attachments/60694ae38541dae5a9d2f9711af762e249748cde/store/limit/700/393/100/63bf3106a7f2f7ebb75ff5c8e20fa350d93edb9579a30ab7c37320cef910/4.png)
Наиболее распространенные технологии получения SAF — из масляного сырья. Однако больше потенциала по производству SAF эксперты увидели у водорослей, лигноцеллюлозы и сахаров. Кроме того, ЦМНТ разработал собственную комбинированную технологию производства из масложирового сырья, с помощью которой можно получить не только HVO и SAF, но и:
- Бионафту — пользуется высоким спросом у ведущих нефтехимических компаний как низкоуглеродное сырье пиролиза.
- Биопропан — может быть сертифицирован как низкоуглеродное газомоторное топливо.
- GLY — биоглицерин, находит широкое применение в том числе в качестве крупнотоннажного сырья получения эпихлоргидрина и пропиленгликоля.
- AWA — противоизносная присадка к дизельному топливу. В настоящее время отечественное производство зависит от импортного сырья — ЖКТМ.
Улучшать и замещать иностранные технологии
Технологические аспекты производства биотоплив рассмотрели в «Газпромнефть — Промышленных инновациях». В 2021 году этот технологический центр «Газпром нефти» консолидировал перспективные для нефтепереработки НИОКР по катализаторам, нефтехимии, биотехнологиям и «зеленым» технологиям.
В представленном технологическом обзоре выделены четыре поколения биотоплив, различающихся по типу используемого сырья и способу производства: пищевого и непищевого сырья, получаемого из водорослей или микроорганизмов с поглощением СО2. «Учитывая, непрерывность процессов нефтепереработки, для нее наиболее подходящим вариантом будет использование непищевого сырья», — заявил представитель ГПН ПИ.
На сегодняшний день самыми распространенными промышленными технологиями производства биотоплива являются HEFA и метод Фишера-Тропша. В российских реалиях наиболее перспективной может стать HEFA, так как у этой технологии лучше показатели по CAPEX и OPEX, больше доступного сырья и возможностей для интеграции в существующие НПЗ, говорится в презентации компании.
Экспортный потенциал: как работать с иностранцами?
Главным вопросом для российских разработчиков пока остается экспортный потенциал и взаимодействие с иностранными компаниями. «Пока эта тема подвешена в воздухе не только из-за политической и экономической повестки, но и из-за проблем со внедрением европейских стандартов биотоплив в России. Для этого, безусловно, понадобится время и тесное взаимодействие производителей, потребителей и государства», — подытожил представитель ГПН ПИ.
![](https://oilcapital.ru/attachments/7b726ac6de8a157aebc296ed9329204033c05819/store/crop_and_fill/0/0/1570/931/700/393/100/d469d5a71aee82b817b1433390557e8b5242926eb77bddd87cfe1ea5a15b/5.png)
![](https://oilcapital.ru/attachments/bb24d795297165f837568459b469e095f52532a4/store/crop_and_fill/0/0/1570/931/700/393/100/db2aa6fd1469a8e4dbb674bb0114c3be84f3862832688a369c14db155e45/6.png)
![](https://oilcapital.ru/attachments/3d9c296db695f9341c89d45e2b3d1f3164d8f698/store/crop_and_fill/0/0/1570/931/100/57/d469d5a71aee82b817b1433390557e8b5242926eb77bddd87cfe1ea5a15b/5.png)
![](https://oilcapital.ru/attachments/793660472dc636ce16855b3ae08a65292709d4b8/store/crop_and_fill/0/0/1570/931/100/57/db2aa6fd1469a8e4dbb674bb0114c3be84f3862832688a369c14db155e45/6.png)
Еще одна проблема потенциально может быть связана с трансграничным углеродным регулированием. Как рассказал партнер КПМГ Владимир Лукин, органы по аккредитации независимых организаций, которые уполномочены осуществлять верификацию углеродоемкости продукции, имеют национальную привязку. В каждой стране существует свой аккредитационный орган. Действия этих органов взаимно признаются, если эти органы входят в единую организацию International Accreditation Forum. Росаккредитация не входит в международную систему, и поэтому ее заключения по верификации могут не признаваться в других странах.
![](https://oilcapital.ru/attachments/b9b8c90bcb052f6598fd001c8b4eaf59e6a71b8a/store/limit/700/393/100/acee4c80881d6837ed1536674adb6667cdbcde3218010fc0b52903525491/7.png)
Генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов подвел Итоги первой конференции Future Fuels: «Современные реалии требуют новых подходов к реализации проектов производства низкоуглеродного топлива. Игрокам отрасли необходим координирующий центр, который сможет объединить ВИНКи и компетентно распределить их усилия».