ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРАВ НА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ

Часть 1.  В России, как и во всех странах, права собственности на недра принадлежат государству, это положение является неизменным, поэтому, когда мы говорим о рынке в этой отрасли, то имеется в виду исключительно рынок прав недропользования. До последнего времени Закон «О недрах» прямо запрещал совершать с участками недр какие-либо сделки, в том числе, купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога и т. д. Единственные случаи, допускающие отчуждение или передачу прав пользования недрами третьим лицам установлены ст. 17.1 закона о недрах: в порядке реорганизации пользователя недр, при создании нового пользователя, передаче прав дочернему обществу, в случае банкротства недропользователя.

Несмотря на эти ограничения в реальной практике сделки по продаже прав недропользования все же имеют место, но в форме продажи бизнеса целиком, вместе с лицензией. Однако, этот «способ» создает ряд проблем для продавца. Например, если компания владеет несколькими лицензиями, а продается только одна, если владелец лицензии имеет авторитетное и уважаемое имя в бизнесе и хочет его оставить себе. Кроме того, это неудобно и покупателю, если он хочет вести бизнес под своим уже известным именем, если у него имеются собственные производственные мощности и ему не нужно приобретать дополнительный парк оборудования у «продавца лицензии» и т.д. Все это порождает постоянную дискуссию среди недропользователей и законодателей о необходимости и возможности организации реального рынка лицензий на право пользования недрами.

Следует отметить, что в большинстве других ресурсодобывающих стран право пользования недрами в полной мере оборотоспособно. Например, в Бразилии уступка и залог прав на добычу полезных ископаемых разрешаются при условии предварительного одобрения и регистрации в Министерстве шахт и энергетики. При этом единственным квалификационным требованием к недропользователям является их финансовая состоятельность.

В Чили право пользования недрами представляет собой имущественное право, оно может быть передано в залог, стать предметом сервитута, узуфрукта или опциона и зарегистрировано в Министерстве горнодобывающей промышленности.

В Китае уступка прав на разведку допускается при условии, что с момента выдачи лицензии прошло не менее двух лет или получены данные о наличии полезных ископаемых, инвестирован определенный размер минимальных вложений, отсутствует спор в отношении уступки и была уплачена цена уступки. Допускается и залог прав.

В Колумбии уступка прав допускается по согласованию с административным органом при условии соответствия получающей стороны требованиям, предъявляемым к недропользователям и при предоставлении копии договора уступки. При этом, даже имеющиеся нарушения лицензионных требований не влияют на действительность уступки.

В законе Казахстана прямо указано, что право пользования недрами является имущественным и к нему применимы все положения о праве собственности. Переход права пользования недрами возможен как на основании договора, так и в порядке реорганизации. Однако, передача прав недропользования подлежит ряду согласований с компетентным органом.

В последнее время ситуация стала меняться и в России. Так с 01.09.2024 в силу вступил ФЗ от 25.12.2023 № 656-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», в нем(часть 1 ст.17, п.7.1) * появилось новое основание для переоформления лицензий -, по гражданско-правовому договору в отношении лицензий для целей геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.

Как подзаконные акты, с 1 сентября 2024 года вступили в силу приказы Минприроды и Роснедр**, которые фактически разрешают недропользователям совершать сделки с правами на геологическое изучение недр. Таким образом, эти изменения в законодательстве теперь позволят продавать соответствующие лицензии.

ПРИМЕЧАНИЕ. (Приводим здесь тексты всех изменений в упомянутых нормативных правовых документах полностью).

а). *) Статья 17.1.  Переход права пользования участками недр Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», в ред. от 8 августа 2024 г.:

Право пользования участком недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:

7.1) передача пользователем недр, являющимся юридическим лицом, права пользования участком недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения), предоставленным в пользование для целей геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, для продолжения геологического изучения недр юридическому лицу, которое является пользователем недр и в отношении которого в течение двух лет, предшествовавших передаче права пользования участком недр, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии с пунктами 1 — 46 и 7 части второй статьи 20 настоящего Закона, осуществляется при условии, что такому юридическому лицу в отношении участка недр, право пользования которым передается, предоставлена и (или) передана утвержденная проектная документация на осуществление геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также предоставлена и (или) передана геологическая информация о недрах, полученная в процессе пользования участком недр;

б). **) ПРИКАЗ от 2 мая 2024 года МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 255   и    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ N 06

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ОТ 14 ОКТЯБРЯ 2021 Г. N 751/10 И ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2021 Г. N 802/20

Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. N 78389

б).  в Порядке переоформления лицензий на пользование недрами***, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию от 14 октября 2021 г. N 751/10   пункт 8 дополнить подпунктом 7(1) следующего содержания:

«7(1) передача пользователем недр, являющимся юридическим лицом, права пользования участком недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения), предоставленным в пользование для целей геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, для продолжения геологического изучения недр юридическому лицу, которое является пользователем недр и в отношении которого в течение двух лет, предшествовавших передаче права пользования участком недр, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии с пунктами 1 — 46 и 7 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах», при условии, что такому юридическому лицу в отношении участка недр, право пользования которым передается, предоставлена и (или) передана утвержденная проектная документация на осуществление геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также предоставлена и (или) передана геологическая информация о недрах, полученная в процессе пользования участком недр;»

в). ***) Порядок предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, на участке недр, не включенном в перечень участков недр для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения (с изменениями на 2 мая 2024 года):

7_1) передача пользователем недр, являющимся юридическим лицом, права пользования участком недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения), предоставленным в пользование для целей геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, для продолжения геологического изучения недр юридическому лицу, которое является пользователем недр и в отношении которого в течение двух лет, предшествовавших передаче права пользования участком недр, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии с пунктами 1-46 и 7 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах», при условии, что такому юридическому лицу в отношении участка недр, право пользования которым передается, предоставлена и (или) передана утвержденная проектная документация на осуществление геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также предоставлена и (или) передана геологическая информация о недрах, полученная в процессе пользования участком недр;

(Подпункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года приказом Минприроды России от 2 мая 2024 года N 255/06)

Часть 2.  Огромное значение эти нововведения в нашем законодательстве имеют, в первую очередь, для Юниорных геологических компаний, которые строят свой бизнес на продаже лицензий. Такая модель успешно работает в большинстве развитых стран с минерально-сырьевой экономикой.  Юниорные компании привлекают инвесторов для финансирования своих проектов, получают лицензии на выбранные площади, занимаются поисками и разведкой месторождений и если удается открыть новое рентабельное для разработки месторождение, они зарабатывают, продавая это месторождение с оцененными запасами добывающим компаниям, т.е. фактически продают свою лицензию на недропользование.

Разумеется, эти процессы можно назвать только первыми шагами на пути введения рыночной системы оборота лицензий на право недропользования, тем более что они сопровождаются проявлением различных технических проблем – необходимостью дальнейшего совершенствования законодательства, разработки множества подзаконных актов, создания структур контроля и регулирования, разработки методических основ и процедур работы на этом рынке, снижения различных бюрократических препятствий.  Так, частности, одним из важнейших вопросов является оценка стоимости лицензии и прав недропользования. Это тем более важно, что на государственном уровне стоимостная оценка выполняется лишь для участков, выставленных на конкурсы-аукционы, с целью определения величины стартового платежа, который должен внести недропользователь государству за осуществление права на разведку и добычу.

В связи с появлением рынка лицензий, особенно важна справедливая оценка их стоимости, которая может проводиться разными методами и, соответственно, с разными результатами.  Права пользования месторождениями являются нематериальными активами горных компаний. Согласно международным стандартам к нематериальным активам относятся активы, которые проявляют себя своими экономическими свойствами — не обладают физической субстанцией, дают права и привилегии их собственнику, обычно генерируют доходы для их собственника. В случае с месторождениями, нематериальными активами горных компаний являются права пользования ими, вытекающие из соответствующих лицензий.

Следует отметить, что проблема оценки стоимости лицензии на право недропользования может интересовать не только продавца и покупателя, но и кредиторов, судей, налоговые органы, страховые компании, инвесторов.

 Рассмотрим основные методические принципы, применяемые при оценке рыночной стоимости лицензии:

—   Метод сравнительного анализа или рыночный подход. Этот метод включает в себя сравнение нематериального актива с аналогичными активами, которые были проданы или лицензированы на рынке. Важно, чтобы подобные активы имели схожие характеристики: отрасль, срок действия прав, объем рынка. Метод сравнительного анализа часто используется для оценки объектов, для которых рынок достаточно активен.

—  Метод затрат. Этот метод оценивает стоимость нематериального актива на основе затрат, которые были бы необходимы для его создания или восстановления. Например, для оценки стоимости разработки уникальной технологии рассчитываются затраты на исследование и разработку, а также на регистрацию прав на интеллектуальную собственность.

— Метод доходности.  Метод основан на оценке будущих доходов, которые принесет использование нематериального актива. Основной принцип — актив приносит доход в будущем, и его стоимость определяется как сумма этих будущих доходов с учетом дисконтирования.

Для уникальных лицензий на право пользования недрами, свободный рынок в России практически отсутствует, соответственно нет и статистики таких сделок, поэтому возможность использования сравнительного подхода (наиболее часто применяемого за рубежом) практически исключена, но допускается затратный или доходный подход. Затратный подход, больше подходит для месторождений, находящихся в процессе промышленной эксплуатации, так как на этой стадии имеются достоверные данные по всему спектру капитальных затрат предприятия-недропользователя, а поскольку пока выставляемые на продажу лицензии находятся в стадии оценки и разведки, он (метод) в этой ситуации не может быть использован. В подобных случаях обычно применяется доходный метод оценки нематериальных активов, основанный на расчете ожидаемых экономических выгод от использования оцениваемого актива.

Таким образом, основным (и часто единственным) способом оценки месторождений и стоимости лицензий на право пользования участком недр пока является доходный подход (метод дисконтированных денежных потоков — ДДП). Дисконтирование денежных потоков обладает целым рядом преимуществ: позволяет учитывать динамику рынка; его можно применять даже в том случае, если денежные потоки распределены неравномерно; кроме того, он подходит почти для любой сферы ведения бизнеса.

Порядок расчетов стоимости лицензии на месторождение методом ДДП состоит из следующих составляющих:

  • Определение длительности прогнозного периода (оставшийся срок действия лицензии).
  • Прогноз основных финансовых показателей на весь прогнозный период.
  • Определение ставки дисконтирования.
  • Расчет денежных потоков для каждого прогнозного года и их дисконтирование (приведение к текущей стоимости).
  • Определение текущей стоимости реверсии (стоимости в постпрогнозный период, приведенной к текущей стоимости).
  • Оценка дисконтированных денежных потоков по всем прогнозным годам.
  • Расчет справедливой стоимости лицензии на право пользования недрами.

Дисконтирование денежных потоков – распространенный способ оценки стоимости компании в современных реалиях.  Традиционные модели ДДП анализируют только финансовые издержки и выгоды, игнорируя экологические, социальные и управленческие аспекты функционирования организации. Поэтому не стоит безоговорочно верить результатам оценки: в силу ряда причин, стоимость может быть завышена. Однако, другого метода оценки таких нематериальных активов не существует.

Оценкой предприятий с использованием метода ДДП занимаются многочисленные  фирмы-оценщики, но далеко не все они знакомы со спецификой горного бизнеса, поэтому при выборе такой сервисной компании нужно обращать внимание не только на ее опыт по оценке нематериальных активов, но и на опыт ее практической деятельности по оценке стоимости лицензий на право пользования недрами.

Таким образом, оценка стоимости права пользования месторождением с экономических позиций представляет собой расчет потенциального дохода, приносимого использованием месторождения за вычетом всех издержек, а также нормы отдачи на вложенный капитал и нормы возмещения капитала (амортизации) – это и можно считать стоимостью лицензии на право недропользования.

Часть 3.  Важной системой, с которой начинается формирование рынка недр, является торговля правами недропользования на участках из нераспределенного фонда недр, которые выставляются на аукционы различными государственными органами исполнительной власти. Эта практика существует в Российской Федерации, с момента принятия закона «О недрах». На сегодня мы имеем большое количество нормативных правовых и методических документов о порядке и правилах проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения, участками недр местного значения, а также участками недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения. Нет необходимости здесь повторять основные положения этих многочисленных документов. Роснедра и его территориальные органы обеспечивают публикацию информации о выставляемых на конкурс или аукцион участках недр в общероссийских и региональных средствах массовой информации, в Бюллетене «Недропользование в России» http://geoinform.ru/byulleten-nedropolzovanie-v-rossii/ , где приводится полная информация о запасах выставляемых на аукцион участках, сроках его проведения, координатах месторождения, размерах стартового платежа и т.д. Сами торги ведутся на различных электронных торговых площадках, обеспечивающих участников необходимыми сервисными услугами.

Конечно, участники аукционов, желающие купить интересующие их лицензии сталкиваются с различными техническими проблемами, но законодатель и правительство постепенно решают возникающие вопросы. Таким образом, можно сказать, что эта часть механизма вовлечения российских недр в экономический оборот страны работает удовлетворительно.

Следующим шагом на пути формирования рынка в отрасли недропользования можно назвать рассмотренное выше разрешение собственника, т.е. государства, на коммерческий оборот поисковых лицензий. Поскольку это решение ограничивает перечень видов лицензий, подпадающих под него (добычные лицензии исключаются из оборота), то следствием этого является и соответствующее сокращение числа и структуры участников рынка. Можно предположить, что разработчики этой правовой нормы, с одной стороны, хотели не допустить криминализации рынка, а с другой, предполагали вызвать в стране резкий рост количества юниорных компаний с последующим ростом воспроизводства минерально-сырьевой базы. Тем более, что зарубежный опыт свидетельствует о высокой эффективности применения института юниорных компаний в недропользовании. Однако, желательного результата сразу получить не удалось.  В России сегодня работают не больше сотни юниоров, хотя число потенциальных юниоров, то есть геологических команд, у которых есть квалификация и желание вести геологоразведочные работы, значительно больше.

Причин такого положения несколько.

— Известно, что юниорные компании — это, как правило, небольшие частные предприятия, занимающиеся геологоразведкой, чаще всего поиском твердых полезных ископаемых. Они не имеют большого опыта и штата специалистов по работе с инвесторами, банками, биржами, в большинстве случаев, это несколько геологов-энтузиастов. 

— Бюрократические процедуры получения поисковой лицензии занимают очень много времени от 9 месяцев и больше. Стоимость получения лицензии для юниоров часто слишком велика.

— Механизм привлечения инвесторов практически отсутствует, так же, как и нет частного инвестора, привыкшего пользоваться услугами фондового рынка.

За рубежом нет таких проблем, юниорное движение очень развито, как и механизм привлечения средств такими компаниями через биржу. Например, в Канаде доля месторождений, открытых юниорами, составляет 75%, в Австралии — около 70% и это не случайно, на биржах, где котируются акции юниорных компаний, частные инвесторы в них вкладывают десятки млрд. долларов. Причем все риски берут на себя венчурные компании и акционеры физические лица.

В России этот институт (юниорного бизнеса) пока развит плохо, его работа связана с большими финансовыми рисками и долгой окупаемостью проектов. Сейчас все 100% рисков юниорные компании берут на себя, а свободных средств на новые проекты подчас не хватает. Не случайно, некоторые юниорные компании в поисках инвестора выходят на иностранные биржи, используя опыт и связи зарубежных венчурных компаний. На таких биржах как Торонтская, Австралийской и другие котируются акции более 1000 юниорных компаний, в России же насчитывается на сегодня не более 10-20 классических юниорных компаний и около 200 «потенциальных», имеющих организационно-правовую форму ООО и работающих без лицензии. Казалось бы, что с созданием на базе СПБ-Биржи юниорного сегмента в 2022 году ситуация должна измениться в лучшую сторону, однако, по итогам Конгресса IPO, прошедшем 29 февраля 2024 года в Москве, были сделаны неутешительные выводы: на бирже не было ни одного размещения ценных бумаг юниора, да и желающих сделать это пока единицы.

Понятно, что для того, чтобы назвать ситуацию в этой сфере полноценным рынком, в такой стране как Россия должно быть не меньше 1000 юниорных компаний. По оценкам некоторых специалистов для достижения этой цели понадобится не меньше 10 лет. Для дальнейшего развития рыночных отношений в недропользовании можно предложить следующие конкретные направления:

  1. Утвердить новый вид лицензии: поисковая, она должна быть недорогой, с упрощенным (заявительным) принципом получения и очень коротким сроком, достаточным для проведения одного полевого сезона (с возможностью продления).
  2. Организовать специализированную биржевую площадку для реализации всех видов прав пользования недрами, в том числе и на добычу. Например, за рубежом в настоящее время торгуются акции более 1700 горнодобывающих компаний.
  3. Развивать разные направления привлечения инвестиций в юниорные проекты – занимать у государства на каких-то условиях, упростить доступ иностранных инвесторов, воспитывать собственных частных инвесторов в отрасль.
  4. Создать инкубатор для юниорных компаний (на pre-IPO стадии). Юниорным компаниям компенсировать затраты при выходе на биржу, предоставлять кредиты по льготной ставке под залог торгуемых акций.
  5. Создать Фонд развития юниорных геологоразведочных компаний (РФЮ) для формирования первичного спроса на акции юниорных компаний и привлечения инвесторов. Определить источники средств пополнения фонда и механизмы финансовой поддержки юниоров.