Корабли Балтийского флота ВМФ РФ устроили переполох к югу от о. Борнхольм, заставив напрячься Королевские военно-морские силы Дании и распугав польские рыболовецкие суда. На статусе работ по строительству МГП Северный поток-2 это не отразилось
Возвращение кораблей и судов Балтийского флота ВМФ РФ в порт Балтийск в районе г. Калининграда вызвало ажиотаж в Дании и Польше.
Маршрут кораблей проходил вблизи района строительства магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к югу от о. Борнхольм, но на ходе работ это не отразилось.
Уже более 61% опрошенных читателей Neftegaz.RU уверены, что Черский и Фортуна завершат строительство МГП Северный поток-2.
Краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский продолжает начатые 2 днями ранее работы, а трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна, хоть и вернулась на трассу МГП Северный поток-2, но к строительству до сир пор не вернулась.
На данный момент суда проекта сосредоточены в 3 ключевых районах Балтийского моря:
- ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм, район строительства 1й нитки МГП Северный поток-2,
- ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм, район строительства 2й нитки МГП Северный поток-2,
- порт Мукран в Германии, где расположен логистический терминал МГП Северный поток-2.
Об этом свидетельствуют MarineTraffic, VesselFinder и MyShipTracking.
Переполох в водах Дании
Отряд кораблей Балтийского флота 29 апреля 2021 г. возвращается из дальнего похода в порт Балтийск у входа в Калининградский залив.
Торжественная встреча отряда планируется 30 апреля, но нефтеналивной танкер Кола уже вошел в порт и готовится встать у причала.
В более 5 месяцев танкер Кола в составе отряда кораблей Балтийского флота, включающего корвет Стойкий, буксир Яков Гребельский и плавучую мастерскую ПМ-82, находился в дальнем походе.
Поход очень важный и не обошедшийся без неприятностей.
За время похода:
- корвет Стойкий и танкер Кола побывали в Индийском океане, где приняли участие в международных маневрах.
- Стойкий принимал участие в маневрах по противовоздушной и противолодочной обороне, а также в антипиратских учениях.
- были совершены деловые заходы в порты Ирана, Омана и впервые Судана.
- в Средиземном море Стойкий и Кола зашли в порт Тартус в Сирии, откуда вместе с Яковом Гребельским и ПМ-82 пошли обратно в Балтийское море.
Инциденты на пути следования отряда:
- в Суэцком заливе сухогруз Арк Роял под флагом Барбадоса допустил навал на Колу:
- обошлось без серьезных последствий,
- но путь отряд продолжить не смог, поскольку в этот момент Суэцкий канал был заблокирован севшим на мель контейнеровозом Ever Given.
- заход в Судан вообще чуть не обернулся политическим скандалом:
- 28 апреля 2021 г. телеканал Al Arabiya сообщил, что власти Судана заморозили действие 25-летнего соглашения с Россией о создании военно — морской базы на территории станы,
- посольство России в Судане позднее опровергло эти заявления.
Балтийское море, в которое отряд кораблей зашел 27 апреля 2021 г, встретило кораблями НАТО.
- сопровождение обеспечивал корвет ВМС ФРГ F 260 Braunschweig и датский патрульный корабль Najaden (P523)
Эпопея Najaden (P523):
- корабль взял на сопровождение российский отряд в проливе Фемарн-Белт в западной части Балтийского моря и следовал за ним почти 200 км на расстоянии порядка 3,5 км.
- в районе строительства МГП Северный поток-2, где вокруг строящих газопровод трубоукладочных судов выставляются охранные зоны, датский корабль вынужден был отклониться от маршрута:
- в районе, где Фортуна строит 2ю нитку, российские корабли ушли южнее, в ИЭЗ Германии, а Najaden вынужден был обходить этот район севернее,
- нагнав отряд БФ РФ, корабль вообще прекратил сопровождение и вернулся порт Нексо на о. Борнхольм, поскольку началась охранная зона вокруг строящего 1ю нитку Черского.
Заодно российские военные корабли распугали группу польских рыболовецких судов, которые находятся вблизи района строительства 1й нитки и ранее уже провоцировали инциденты с российскими трубоукладчиками.
В остальном статус работ по строительству МГП Северный поток-2 остается прежним.
ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм. 1я нитка
27 апреля 2021 г. Черский начал укладку 1й нитки в ИЭЗ Дании.
За 2 суток пройдено 715 м, что немного, но это лишь начальный этап работ.
Рядом с Черским находятся 6 вспомогательных судов, включая еще одно новое судно обеспечения (СО):
- СО Катунь, Финвал,
- СО Сивуч, Оссой,
- многофункциональные аварийно-спасательные суда (МАСС) Мурман и Бахтемир.
СО Иван Сидоренко, находившийся рядом с Черским на момент старта работ, вернулся в Мукран.
Ему на смену пришло транспортно-буксирное судно Оссой, прибывшее из г. Калининграда.
Судно построено в 2015 г. на китайской верфи Sinopacific Shipbuilding Group по проекту SPA150 для группы Фемко, но на данный момент в составе флота компании не числится.
Основные технические характеристики и размерения:
- длина 71,0 м, ширина 16,0 м,
- осадка 6,3 м,
- тоннаж 2446 т,
- дедвейт 2500 т,
- тяговое усилие 150 т,
- мощность главного двигателя 12240 лс,
- скорость хода 8 узлов,
- система динамического позиционирования DP-2.
Судя по трекам вспомогательных судов, трубоукладчик все-таки пользуется якорной системой позиционирования, а роль якорезаводчиков для него выполняют Катунь и Финвал.
Это может объяснять низкую скорость работ.
Наблюдателем является Мурман, а Бахтемир и Сивуч контролируют охранную зону вокруг трубоукладчика.
ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм. 2я нитка
ТУБ Фортуна, строящая 2ю нитку и остановившаяся 21 апреля 2021 г. из-за шторма, 28 апреля вернулась в район строительства МГП Северный поток-2, но к работам не приступала.
До точки пересечения МГП Северный поток-2 с МГП Северный поток по-прежнему остается чуть более 2 км, срок возобновления работ пока непонятен.
Несмотря на эту неопределенность, группа поддержки ТУБ Фортуна не расходится и на данный момент насчитывает 7 судов:
- 3 судна, обычно выполняющие роль якорезаводчиков у Фортуны, — Венгери и Умка,
- судно-наблюдатель — судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь,
- МАСС Спасатель Карев и буксир Капитан Беклемишев контролирующие охранную зону вокруг Фортуны с юга и с севера соответственно,
- рыболовецкие суда под флагом Германии Antares и Christin Bettina, контролирующие охранную зону с востока и запада соответственно.
От Фортуны ушел многофункциональный буксир-якорезаводчик Вени, взявший курс на г. Калининград.
Остальные суда находятся рядом с баржей безотлучно.
Мукран
В Мукране остаются суда, занимающиеся доставкой труб из логистического хаба на терминале Юг порта Мукран на трубоукладочные суда.
Эту функцию в последние недели осуществляли многофункциональные ледокольные суда (МФЛС) Владислав Стрижов и Юрий Топчев, а также СО Остап Шеремета.
Остап Шеремета 29 апреля осуществил передачу труб на КМТУС Академик Черский и ушел на запад, в сторону Мукрана.
Но непосредственно в порт судно не пошло, зайдя к Фортуне, рядом с которой и остается.
МФЛС Юрий Топчев и Владислав Стрижов остаются на якорной стоянке порта Засниц к юго-востоку от Мукрана.
Причем Юрий Топчев, судя по осадке уже загружен ТБД, а Владислав Стрижов — нет.Иван Сидоренко, пришедший в Мукран от Академика Черского, пробыл какое-то время у №3 терминала Юг и покинул порт.
Судно следует на запад, пунктом назначения у него указан «шельф».
К какому из трубоукладчиков следует Иван Сидоренко, пока непонятно.
Другие локации
Из судов флота достройки МГП Северный поток-2 на данный момент вне основных локаций находится многофункциональный буксир-якорезаводчик Errie, остающийся в Калининграде.
Также в Калининград вернулось СО Artemis Offshore.
Судно вернулось из порта Росток на севере Германии, зайдя по дороге к ТУБ Фортуна и КМТУС Академик Черский.