Влияние санкций на экспорт нефти из РФ пока было невелико. Но все может измениться из-за системы страхования танкеров.
Напомним, обсуждаемый сейчас шестой пакет санкций Евросоюза, в числе прочего, предусматривает запрет для европейских судоходных компаний транспортировать любым способом российскую нефть. Но это еще полбеды: санкции коснутся услуг страхования.
Аналитик ФГ “Финам” Александр Потавин пояснил агентству “Прайм”, что 95% договоров страхования ответственности танкеров проводится через Международную группу ассоциаций (клубов) взаимного страхования (International Group of Protection & Indemnity Clubs). Она зарегистрирована в Лондоне и обязана соблюдать европейское законодательство. По мнению эксперта, страхование может реально подорвать усилия РФ по сохранению своих морских перевозок нефти.
В Евросоюзе хотят, чтобы эта часть нового, шестого пакета санкций вступила в силу уже в начале июня, отмечает Потавин. “Не радует перспектива, что санкции ударят и по владельцам кораблей, которые перевозят российскую нефть, даже если они не принадлежат России. Такая ситуация может поднять цены на энергоносители, поскольку новые ограничения приведут к сбоям в поставках углеводородного сырья из России по всему миру”, – предупредил аналитик.
“Без перестрахования страховщику, оформляющему полис для нефтяного танкера, обычно требуется государственная гарантия для покрытия потенциальных обязательств, которые могут исчисляться миллиардами долларов, что увеличивает затраты продавца. Возможно, эти перемены в страховом секторе произойдут в июне и июле”, — подытожил Потавин.
Нефть РФ скапливается в мировом океане
Тем временем, на танкерах в мировом океане уже “зависло” рекордное количество российской нефти марки Urals. По данным аналитиков Vortexa, в море сейчас находится около 62 млн баррелей российского “черного золота”. Это в три раза выше показателей до начала украинского кризиса.
Число невостребованных танкеров от их общего количества составляет рекордные 15%, отмечают аналитики. К маю, если верить этим данным, экспорт российской нефти сократился до 6,7 млн баррелей в сутки против 7,9 млн в день в феврале этого года. В основном Urals отправляется в Китай и Индию. Но поставки в страны Европы также растут на фоне обсуждения нефтяного эмбарго.
“Цифры в заголовках СМИ, говорящие о том, что российский экспорт все еще большой, не отражают ситуации. В море продолжает скапливаться российская нефть”,- цитирует агентство Reuters специалиста по энергетике Клея Сейгла.