Скорость проходки скважин с каждым годом растет

На одной из скважин НГДУ «Джалильнефть» ПАО «Татнефть» успешно испытали метод бурения на обсадной колонне с извлекаемой компоновкой. Интервал 1791-1938 метров (147 м) пробурили на хвостовике с использованием отечественного оборудования. Об этом сообщают «Нефтяные вести» (Ринат ШАФИГУЛЛИН).

Бурение велось обычными обсадными трубами со стандартной резьбой. До сегодняшнего дня считалось, что для этого метода бурения необходимы трубы с премиальной упорной резьбой, которые кратно дороже стандартных. Время бурения составило 33 часа. Скорость проходки превысила запланированную. Хвостовик был зацементирован на проектной глубине в штатном режиме.

Буровикам сегодня удается достигать скоростей проходки, которые недавно казались невозможными, пишет издание. Это стало возможным благодаря непрерывному подбору новых типов долот, забойных двигателей и других элементов компоновок бурильного инструмента. Механическая скорость проходки 80 м/час в верхней части разреза сегодня не редкость, а в среднем по стволу скважины она превышает 25 м/час.

Но непосредственный процесс разрушения горной породы, углубления скважины занимает лишь одну шестую часть от всего времени строительства скважины. Остальное время занимают вспомогательные операции. Это наращивание инструмента при углублении скважины, спуски и подъемы для смены долота, крепление ствола, геофизические и гидродинамические исследования, борьба с геологическими осложнениями.

По объективным причинам коэффициент полезного действия строительства скважины колеблется около 15%. К тому же из-за подорожания материалов и услуг растет стоимость строительства скважины. Поэтому специалисты управления по строительству скважин «Татнефти» решили сократить время строительства за счет совмещения процесса углубления скважины со вспомогательными операциями. Это спускоподъемные операции и бурение на колтюбинге, каротаж и спуск обсадных труб для крепления скважины. Работа в этом направлении в «Татнефти» ведется непрерывно. Однако оборудование для этих методов бурения является дорогостоящим и сложным. Как правило, оно западного производства.

Сложность скважин с каждым годом растет: увеличивается число скважин со сложным профилем. Иногда нефтяники сталкиваются с тем, что обсадная колонна не проходит до забоя из-за шламовых пробок. Дело в том, что буровики работают в открытом стволе. Его стенки могут обрушиваться под воздействием промывочных жидкостей и пластовых флюидов.

В связи с этим специалисты «Татнефти» предложили проталкивать колонны и хвостовики так, как это происходит в процессе бурения — с вращением и промывками. Применение этого решения в комплексе с рядом других технологических мероприятий, позволило за два года сократить время строительства боковых стволов горизонтальных скважин (БГС)- в два раза. Стоимость же, в связи с подорожанием материалов и услуг, сократилась лишь на 12%. 

Данная идея подтолкнула к нестандартному решению: бурению на обсадной колонне или хвостовике. Однако специалисты отмечали, что резьбы обсадной колонны не рассчитаны на многократные циклические знакопеременные нагрузки. Сомнения были сняты расчетами, выполненными работниками отдела бурения бугульминского института «ТатНИПИнефть».

Далее было изготовлено подвесное устройство, соединяющее обсадный хвостовик с бурильной колонной. Оно позволяет выполнять не только промывку и вращение хвостовика, но и передавать на него нагрузку и крутящий момент для обеспечения работы долота. После бурения можно безопасно зацементировать скважину и отсоединиться от бурильной колонны.

В «ТатНИПИнефти» спроектировали подвесное устройство, отвечающее всем требованиям. В изготовлении и стендовых испытаниях опытного образца помогли специалисты завода Набережно-челнинского трубного завода (НЧТЗ).

Прим. ИА «Девон»: В «Татнефти» ранее уже предпринимались попытки бурить на обсадной колонне. К примеру, в 2018 году была испытана технология с разбуриваемым долотом, разработанным институтом «ТатНИПИнефть». По завершении бурения долото разбуривается, и мелкие частицы выносятся на поверхность промывочной жидкостью. Но для реализации этой технологии требуется труба с высокопрочной премиальной резьбой, которая дороже обычной. К тому же бывают сложности с управлением траекторией скважины и выполнения каротажа в процессе бурения.

Источник