Президент Владимир Путин поручил усилить контроль над расходованием бюджетных средств на нацпроекты и другие госпрограммы. С его точки зрения, выстроенная система мониторинга, в целом, работает, но, чтобы нацпроекты «не затухли по дороге», необходимо доводить до суда каждый выявленный факт нарушений. Как воруют на нацпроектах и удастся ли выполнить поручение президента, рассказали эксперты «ФедералПресс».
Росфинмониторинг, ФСБ и ФАС в 2020 году выявили картельные сговоры на 700 млн рублей, приостановили исполнение контрактов с недобросовестными подрядчиками на 3,8 млрд рублей, вернули в бюджет – 3 млрд рублей, арестовали 2 млрд рублей. По фактам растраты бюджетных средств возбуждено порядка 50 уголовных дел. По данным главы Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, примерно треть исполнителей контрактов по нацпроекиам – «в зоне риска». «Речь о подозрительных операциях, признаках фиктивности, когда появляются компании с 1-2 работающими людьми. Только появились и уже выходят на миллиардные контракты», – добавил глава Росфинмониторинга. Докладывая президенту о растратах бюджетных средств, Чиханчин привел два примера. Один по очистке Волги в рамках реализации нацпроекта «Экология», второй по строительству окнкоцентра в Калининграде. «Пришли недобросовестные подрядчики, и часть средств увели», – добавил он. Похожие случаи, по его словам, произошли и с рядом объектов в Крыму. Президент дал поручение доводить до суда каждый выявленный факт нарушений при реализации нацпроектов
Кого же нужно проверять?
Генеральный директор Института проектного управления Николай Черепанов считает, что для выполнения поручения президента проверять нужно не столько подрядные организации, сколько заказчиков объектов, которые строится в рамках нацпроектов. «Я не верю, в то, что при реализации нацпроектов, может случайно появиться некий подрядчик, взявшийся ниоткуда, увести деньги и раствориться. По личному опыту участия в государственных тендерах, могу сказать, что это невозможно. Для того, чтобы только заявиться на конкурс, нужно внести немаленький залог. Затем практически полностью выполнить всю работу за свои или кредитные средства, пройти несколько проверок, в которых будет учтена каждая копейка и каждый кирпичик, подписать акты выполненных работ, и только после этого бюджетные деньги поступят на счет. Чтобы в этой схеме появилась лазейка, которая позволит увести бюджетные деньги, нужно, чтобы она была заложена изначально в конкурсных документах. Естественно она должна быть завуалирована либо через завышение стоимости работ либо через приобретение материалов и оборудования на непрозрачных аукционах. Понятно, что случайные предприниматели такие тендеры не выигрывают. Они с самого начала прописываются под конкретного исполнителя. Если при выполнении этого поручения президента станут проверять только подрядные организации, то это будет малоэффективно. Нужно контролировать процесс на всех этапах, чтобы грамотные аудиторы проверяли не только ход строительства, но и подготовку конкурсной документации. Тогда тендеры будут прозрачными, и возможностей для лазеек станет гораздо меньше», – считает Черепанов.
Индивидуальный предприниматель из Екатеринбурга Владимир Начинюхин не удивлен, что многомиллиардные конкурсы выигрывают фирмы, в которых числятся два-три сотрудника. «Я занимаюсь проектированием объектов связи и энергетики. Периодически на субподряд мне передают задание на выполнение проектных работ, в том числе, и по нацпроектам. Но и те фирмы, которые отдают мне работу на субподряд, сами, как правило, тоже являются субподрядчиками. И таких промежуточных звеньев в каждом конкретном проекте бывает не менее двух-трех. И каждое звено на своем этапе получает определенную комиссию. А конкурентное преимущество генерального подрядчика, как раз и заключается в том, что у него достаточно финансовых, административных и организационных ресурсов, чтобы выиграть тендер, а затем успешно отчитаться за исполнение. Ему просто незачем самому выполнять всю работу, если суммы из бюджета, которые закладываются в проект, с лихвой покрывают все издержки. Он лучше сосредоточится на подготовке к новому конкурсу. С одной стороны, существующую практику нельзя назвать воровством – все в рамках закона, с другой стороны, всю эту работу можно было бы выполнить в разы дешевле. Такая система уже устоялась, изменить ее будет сложно», – считает предприниматель.
Сломает ли Путин систему?
Экономист, директор Института нового общества Василий Колташов уверен, что поручение президента – это часть системных изменений, которые в сфере государственного управления, которые происходят сейчас в стране. «Поручение Путина, которое касается ужесточения контроля за расходованием бюджетных средств, я связываю с тем, что сейчас он меняет свой статус в системе. Это часть процесса связанного с поправками в конституцию, которые включает как компоненты социальных изменений, так и административного переустройства страны. Путин на протяжении длительного периода нахождения в должности президента являлся скорее арбитром в сложной системе отношений между разными группами элиты, бизнеса, национальной и экономической бюрократии. В новой административной компоненте, заложенной в поправках, предполагается уход от федерализма более унитарной системе и усиление позиций главы государства.
Сейчас идут такие изменения, которые более не предполагают таких масштабных до безобразия хищений. Но самое главное, это изменение макросоциологического и политического статуса означает, что появляется лидер, который не занимает больше позицию временного распорядителя ресурсов и может спрашивать до конца. Если он дает какие-то поручения, приказы, и они не выполняются, то это, в рамках нового статуса недопустимо, это должно караться. Поэтому, я думаю, что расхитителей ждет в будущем очень интересный период жизни не на свободе. За последние годы у нас был наказан только один Улюкаев и больше никто. Все привыкли к тому, что если чиновник не относится к оппозиции, если он не является мэром от КПРФ или ЛДПР, то можно безнаказанно и приказы не выполнять, и хищениями заниматься, и взятки брать. Теперь все, видимо, будет по-другому. Я не могу сказать, как быстро это будет меняться, но вектор движения направлен именно в эту сторону. Мы вступаем в эпоху объективных реформ, которые предполагают усиление персональной ответственности. Это предполагает другую исполнительскую дисциплину, в том числе, и в сфере реализации нацпроектов», – уверен Колташов.
Фото пресс-службы администрации президента
Источник:ФедералПресс