Стремительное падение нефтегазовых доходов России

Стремительное падение нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов не компенсирует относительно небольшой рост ненефтегазовых доходов.

В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.

Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г. 

Нефтегазовая игла

Доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны.
Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.

В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. — около 5,235 трлн руб/год.
То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.

Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили — более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. — почти 2,957 трлн руб/год.
Это тоже невосполнимо.

Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:

  • от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
  • от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
  • от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

По 2020 г. ожидаемо упали доходы от НДПИ (с 5,971 трлн руб/год в 2019 г. до почти 3,819 трлн руб/год), от вывозных таможенных пошлин на нефть, природный газ, нефтепродукты (с 2,276 трлн руб/год в 2019 г. — до 1,131 трлн руб/год

Причины, можно сказать, объективные: 

Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).

В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. — 41,4 против 63,9 долл.
США/барр.

Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра: 

  • повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины, 
  • введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, 
  • введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья. 

 По сравнению с 2019 г. доля ненефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. увеличилась на 11,3 п.п.

В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.Суммарный объем доходов федерального бюджета составил 18 722,2 млрд. руб.
Это ниже прогнозируемого общего объема доходов на 1 871,4 млрд. руб. (9,1%).
Ненефтегазовые доходы увеличились на 417,1 млрд. руб., или на 3,2%.
Рост ненефтегазовых доходов, очевидно, не компенсирует падение нефтегазовых доходов бюджета РФ.

Справочно

Базовые показатели бюджета России на 2020 г:

  • 42,4 долл США/барр — цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
  • 67-68 руб/долл США — прогноз по курсу валюты США;
  • 3% — уровень инфляции;
  • 112,863 трлн рублей — объем ВВП;
  • 20,379 трлн рублей — доход в госбюджете РФ;
  • 2,334 трлн. руб — дополнительные нефтегазовые доходы ;
  • 19,503 трлн. рублей — расходы в госбюджете;
  • 876,052 млрд. рублей — профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
  • 64,4 млрд. долл США — уровень внешнего долга;
  • 3,323 трлн рублей — секретная часть расходов в госбюджете;
  • более 50 руб/л — стоимость бензина с 1 января;
  • 12 130 рублей — минимальный размер оплаты труда;
  • ≈ 40 тыс руб. —  уровень средней заработной платы по РФ.

Источник