В 2021 г. поступления в российский бюджет от нефти и газа могут составить порядка 9 трлн руб. или около 125 млрд долл. США.
В 2021 г. нефтегазовые доходы российского бюджета и внебюджетных фондов могут вырасти почти на 70% по сравнению с 2020 г. на фоне высоких цен на нефть и газ.
Международное рейтинговое агентство Fitch еще 27 сентября 20201 г. анонсировало Прогноз суверенного кредитного рейтинга России — факторы, влияющие на суверенный рейтинг России и макроэкономический прогноз.
Для властей РФ цены на нефть и газ чрезвычайно важны, поскольку нефтегазовые доходы госбюджета составляли в последнее время около 30%.
В 2018 г. нефтегазовые доходы составили 9,018 трлн руб/год, но за 2 последующих года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
Это вынудило власти РФ снизить доходную и расходные части бюджета.
Данные Минфина РФ указывали на снижение доли нефтегазовых доходов в структуре доходов бюджета РФ и сокращение доходов в целом:
- в 2019 г. доходы бюджета — 20,189 трлн руб., из которых 7,924 трлн руб. (39,3%) — нефтегазовые доходы.
- в 2020 г., когда пандемия COVID-19 обрушила спрос на энергоносители:
- нефтегазовые доходы упали на 33,9%, до 5,235 трлн руб,
- бюджет — 18,719 трлн руб., доля нефтегазовых доходов снизилась до 28,0%;
- в федеральный бюджет на 2021 г. заложен прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18,765 трлн руб.
Аналитика Fitch на 2021 г:
- поступления в бюджет РФ от нефти и газа могут составить порядка 9 трлн руб. или около 125 млрд долл. США;
- это на 50 млрд долл. США (на 70%) больше, чем в 2020 г., и примерно на 40 млрд долл. США больше, чем могло бы быть, если бы макроэкономические параметры соответствовали бы ожиданиям на начало 2021 г:
- средняя цена нефти ожидалась на уровне 45 долл. США/барр.,
- экспортная цена газа — 200 долл. США/1000 м3.
То есть нефтегазовые доходы бюджета РФ в 2021 г. вернулись на уровень 2018 г.
Любопытно, что при нынешнем бюджете нефтегазовые доходы составят около 50%.
Россия еще плотнее села на нефтегазовую иглу.
Нынешняя оценка уровня доходов России от продажи углеводородов на 2021 г. учитывает среднегодовой уровень цены на нефть сорта Brent в 70 долл. США/барр. (43 долл. США/барр. в 2020 г.) и среднегодовую экспортную цену Газпрома в 320 долл. США/1000 м3 (143 долл. США/1000 м3 в 2020 г.).
Нефтегазовые доходы в 2021 г. очевидно превысят уровень 2019 г., когда они составили около 120 млрд долл. США.
Сейчас, казалось бы, можно увеличить доходы граждан и поднять уровень их благосостояния, образования и тд.
Но пока власти лишь снижают расходы на социалку, увеличивая на военку.
Печально, что рост госдоходов еще в большей степени будет зависеть от поступлений от добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов — около 75-80% от общего роста доходов.
Вклад газа, несмотря на взрывной рост цен на спотовом рынке, будет скромнее — около 20-25%.
В общем объеме нефтегазовых доходов доля газа останется примерно на уровне 20%, т.е. бюджет будет по-прежнему намного больше зависеть от цен на нефть, чем цен на газ.
Это связано с тем, что значительная часть экспорта газа привязана к цене нефти, кроме того, большая часть добываемого в России газа потребляется внутри страны.
Бюджет был сверстан с дефицитом 2,76 трлн руб., или 2,4% ВВП, однако на фоне более высоких, чем ожидалось, цен на нефть, в июне министерство улучшило прогноз дефицита до 1,0% ВВП.
Однако благодаря высоким ценам на нефть и быстрому восстановлению экономики, обеспечивающим опережающие поступления, Россия скорее всего завершит 2021 г. с профицитом бюджета.