По данным Минприроды, составлены планы лицензирования и ввода в разработку месторождений.
Источник: Атомфлот
Первые результаты прогноза по добыче сырья, которое обеспечит нагрузку Северного морского пути (СМП), будут получены к концу ноября, заявил глава Минприроды А. Козлов в интервью Российской газете.
Тезисы министра:
- Мы разрабатываем прогноз добычи прежде всего тех видов сырья, которые обеспечат загрузку Северного морского пути. К ним относятся углеводороды, железо, уголь и медные руды.
- В основе прогноза — данные планируемой добычи, содержащиеся в конкретных проектах.
- Напомню, эти проекты периодически звучат в СМИ, на совещаниях, это и Восток Ойл, Газпром нефть, Норильский никель, Северная звезда, Баимская.
- Первые результаты будут получены к концу ноября.
- В Арктике находится 76% от всех запасов природного газа в России, также в регионе сосредоточено 28% всех запасов российской нефти, 9 млрд т угля, 26 месторождений меди.
- Составлены планы лицензирования и ввода в разработку месторождений.
- В этом году готовятся к лицензированию крупнейшие отечественные месторождения лития Колмозерское и Полмостундровское в Мурманской области.
Глава министерства подчеркнул, что на основе прогноза добычи будут определяться и доходы бюджета.
Путь по СМП в Азию — основной рынок сбыта в новых реалиях, — занимает 3 недели и в 2 раза короче маршрута через Европу, что позволяет экономить как время, так и затраты.
Обычно навигация по СМП начинается в июне, а заканчивается в декабре.
В 2020 г. ее начали в мае, но в 2021 г. из-за ледовой обстановки отложили так же, как и в 2022 г., до середине июня.
В январе 2021 г. произошла самая поздняя транспортировка СПГ по СМП, но тогда Николай Евгенов повредил одну из двигательных установок и после рейса вынужден был встать в Европе на ремонт.
но если сравнивать навигацию 2021 г. и 2022 г., тогда это было скорее исключение из правил, в этом году площадь ледового покрова в восточной части была больше по сравнению с прошлым летом и, в целом, льдообразование происходит интенсивнее.
Хотя НОВАТЭК стремительно наращивает арктический флот и заинтересован в развитии судоремонтной базы на российском Дальнем Востоке для СПГ-танкеров, на это нужно время, а перестраивать цепочки поставок необходимо оперативно.
Сейчас ледоколы Росатома осуществляют единичные проводки круглый год, но речи о регулярной навигации пока не идет.
Росатом сумел добиться дополнительного финансирования развития инфраструктуры Севморпути.
Россия реализует федеральный проект Развитие Северного морского пути, который подразумевает создание инфраструктуры, способствующей увеличению грузопотока до 80 млн т в 2024 г. и 110 млн т к 2030 г., а также увеличение суммарной мощности морских портов до 110 и 115 млн т соответственно.
А согласно утвержденному плану развития Севморпути до 2035 г., годовой грузопоток по нему к 2035 г. должен составить 220 млн т.
В начале августа 2022 г. вице-премьер А. Новак сообщил, что грузопоток по Северному морскому пути по состоянию на июль превышает план на 5%.
Более того, Правительство РФ поручило Минприроды и Роснедрам подготовить прогноз добычи полезных ископаемых и провести геологоразведочные работы (ГРР) на территории Арктической зоны для формирования грузовой базы Северного морского пути.