В России создан первый консорциум по развитию водородных технологий

В России создан первый консорциум по развитию водородных технологий. Он объединит ученых и промышленников в единую цепочку, от производства водорода и его безопасного хранения до транспортировки и использования. Инициатором создания консорциума, названного «Технологическая водородная долина», стал Томский политехнический университет. В объединение вошли Институт катализа СО РАН, Институт проблем химической физики РАН, Институт нефтехимического синтеза РАН, Самарский государственный технический университет и Сахалинский госуниверситет. Актуальность этой совместной работе ученых придает недавно принятая правительством страны «дорожная карта» по развитию водородной энергетики. Водород имеет два основных преимущества перед традиционными энергоносителями. Его энергоемкость в 3-4 раза выше, чем у природного газа. Кроме того, водород — самое экологически чистое топливо, поскольку единственный продукт его использования — вода.

— Европа намерена постепенно отказаться от углеводородного топлива, переходя на водород, — говорит проректор Томского политеха Артем Боев. — И если мы не изменим свою энергетику, то в водородную экономику Европы нам будет сложно встроиться. Речь не о том, чтобы Россия стала водородной державой с масштабным потреблением этого энергоносителя. Скорее о том, чтобы постепенно заменить поставки в Европу природного газа и нефти на водород.

В наблюдательный совет «водородной долины» войдут крупные промышленные предприятия. Это позволит не только создавать водородные технологии, но и внедрять их в реальную экономику, масштабировать производство. Кроме того, в Томске может появиться инжиниринговый научно-технический центр. Среди его основных задач создание инфраструктуры для локализации поставщиков опытно-конструкторских решений, наукоемкой продукции, а также эффективная кооперация науки и бизнеса.

Каждая из научных организаций, вошедших в консорциум уже имеет ряд разработок, готовых к воплощению в опытных образцах. Так, на Сахалине проект по использованию первых поездов на водородном топливе. Он разрабатывается здесь уже несколько лет. В Томском политехе еще с 2005 года начали готовить специалистов в этой области, разрабатывать несколько перспективных технологий получения водорода, в частности из природного газа, биомассы и отходов. Интересные проекты есть в Институте катализа СО РАН, например, автотранспорт, работающий на водороде. Что касается водородных заправок, то первые опытные установки могут появиться на улицах крупных городов в ближайшие три года.

К 2050 году водород составит 18 процентов от мирового потребления энергии

Ученые признают, что водородные элементы будут стоить дороже привычного топлива, но сегодня на первый план выходит не экономика, а климатическая политика, сокращение вредных выбросов в атмосферу. Эта цель поставлена Парижским соглашением по климату, подписанному почти 200 странами. А водород для этого один из самых перспективных источников. По оценкам международного Водородного совета, к 2050 году на этот газ будет приходиться 18 процентов от общего мирового потребления энергии.

Источник:Российская газета