Также добавились новые суда-кандидаты, которые скоро покинут проект
В строительстве магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 произошла очередная пауза, но сейчас работы уже возобновились.
Трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна продолжает укладку труб на последних 10 км МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Германии.
Краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский остается в резерве в порту Киль.
Суда флота достройки МГП Северный поток-2 активно работают, но активность исследовательских судов на построенных еще в 2019 г. участках газопровода выглядит настораживающе.
Об этом свидетельствуют данные MarineTraffic, VesselFinder, MyShipTracking.
Фортуна, район строительства Line A (1я нитка, 2я по степени готовности) в ИЭЗ Германии
ТУБ Фортуна в ИЭЗ Германии:
- с вечера 21 августа 2021 г. — укладывала ТБД с рекордной скоростью 1,5 км/сутки,
- утром 25 августа — остановилась, постояв немного, возобновила было движение, но спустя пару часов вновь встала;
- в ночь с 25 на 26 августа — вернулась по трассе назад;
- утром 26 августа возобновила работу.
Результатом этих перемещений стало то, что почти за 2 суток Фортуна продвинулась вдоль трассы МГП Северный поток-2 лишь на 1,362 км, со средней скоростью 0,681 км/сутки.
Пауза в работе Фортуны может быть связана:
- с погодой:
- но скорость ветра в последние 2 дня не поднималась выше 17 узлов (5 баллов по шкале Бофорта), ранее баржа при таком ветре продолжала работать,
- сейчас ветер стих до 8 узлов (3 балла по шкале Бофорта), но в течение суток ожидается усиление ветра вновь до 17 узлов.
- с отсутствием судна-наблюдателя:
- на момент краткосрочного возобновления работ 25 августа к Фортуне вернулось многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Мурман, до этого находившееся в районе перехода МГП Северный поток-2 через МГП Северный поток,
- 2й наблюдатель — судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь уходил на участок 1й нитки в ИЭЗ Швеции, откуда вернулся к Фортуне вечером 26 августа.
На данный момент Фортуна осталось уложить 8,758 км.
Ожидаемый срок завершения работ сдвинулся на 1 сутки вперед:
- окончание трубоукладки — 4 сентября,
- полное завершение строительства с учетом надводного захлеста — 10 сентября 2021 г.
Вспомогательные суда в районе строительства
В составе группы поддержки Фортуны произошли перестановки.
Помимо смены судов-наблюдателей, изменения произошли и в составе якорезаводчиков.
Якорезаводчиками на данный момент выступают суда обеспечения (СО) Венгери, Оссой и Сивуч:
- Оссой — последние дни работал безотлучно;
- Венгери — вернулся утром 26 августа из порта Росток, сменив ушедшую туда Катунь;
- Сивуч, как наименее опытный якорезаводчик, — дежурит в районе строительства, но вступает в дело, когда другие суда покидают район работ.
Судном-наблюдателем является СОМП Балтийский исследователь.
Сменился также состав транспортных судов, обеспечивающих доставку труб из логистического хаба МГП Северный поток-2 в порту Мукран на ТУБ Фортуна.
Сейчас эту функцию выполняют многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Юрий Топчев и СО Остап Шеремета:
- Топчев осуществил доставку вечером 26 августа и вернулся для очередной загрузки в порт Мукран.
- Шеремета прибыл из порта Росток в Мукран вечером 25 августа, загрузился и отправился к Фортуне, рядом с которой сейчас и находится.
МФЛС Владислав Стрижов, сестринское судно Юрия Топчева, ранее также осуществлявшее транспортировку труб, утром 25 августа пришло к Фортуне, разгрузлось и ушло в порт Калининград, куда прибыло вечером 26 августа.
Не исключено, что Владислав Стрижов станет следующим судном, покинувшим проект.
Контроль охранной зоны Фортуны осуществляют:
- СО Капитан Беклемишев;
- 2 судна под флагом Германии — Bleibtreu и Christin Bettina.
Немецкое судно SAS 1O7 Crampas находится в ИЭЗ Дании вблизи перехода МГП Северный поток-2 через МГП Северный поток.
Другие локации
Черский с 23 августа 2021 г. благодушно стоит в порту Киль в качестве резервного судна.
Вне района строительства и порта Мукран сейчас находятся 5 судов флота Северного потока-2:
- СО Катунь, находящаяся в порту Росток,
- на подходе к п. Росток находится МАСС Мурман, ранее курсировавший между Фортуной и точкой перехода МГП Северный поток-2 через МГП Северный поток и временно исполнявшим роль наблюдателя у Фортуны;
- в порту Калининград, помимо МФЛС Владислав Стрижов, находится СО Иван Сидоренко, которое также возможно скоро покинет проект.
СО Artemis Offshore, судно-курьер проекта, завершает традиционный рейс из порта Росток в порт Калининград.
Перемещения исследовательских судов
СО Марлин, ведущее геодезические работы на построенном участке для предстоящей сертификации газопровода, в последние дни активно перемещалось:
- 24 августа 2021 г. — пройдя за сутки практически весь участок в водах Германии, ушло на северо-восток, пройдя через ИЭЗ Дании и Швеции;
- днем 26 августа вошло в ИЭЗ Финляндии, периодически находясь вне зоны сервисов отслеживания судов;
- вечером 26 августа — начало исследования в районе южнее Аландских островов, проходя над нитками МГП Северный поток и МГП Северный поток-2:
- этот участок имеет сложный рельеф дна и характеризуются большими глубинами (80-90 м).
Работы СОМП Балтийский исследователь на северо-восточном участке:
- 22 августа 2021 г. — ушло от Фортуны, наблюдателем которой работало, на северо-восток;
- утром 25 августа:
- прибыло в ИЭЗ Швеции севернее о. Готланд,
- встало на трассу и прошло вдоль нее минимум 15 км на юго-запад (точнее определить не представляется возможным, поскольку транспондеры судно периодически выключало),
- ранее этот же участок пристально изучал Марлин, но затем ушел далее вдоль трассы газопровода на северо-восток;
- не задерживаясь надолго в районе севернее о. Готланд, вскоре ушел в район строительства.
Работа по прокладке МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Финляндии была завершена в августе 2019 г., Швеции — в октябре 2019 г.
Работы вела швейцарская Allseas:
- в декабря 2019 г. суда компании остановили строительство в водах Дании в связи с санкциями США;
- недостроенными остались большую часть датского участка и мелководный отрезок в водах Германии.
Штрафов не было, поскольку возможные санкции были учтены в контракте в виде форс-мажора.
В деньгах компания тоже не потеряла, поскольку основной объем трубоукладки был выполнен.
В. Путин тогда резко заявил — газопровод точно заработает до конца 2020 г. или в 1м квартале 2021 г, но даже он не смог выполнить обещание.
Западу удалось отодвинуть ввод в эксплуатацию проект на 1 год.
3 июня на ПМЭФ-21 А. Новак бодро сообщил о возможном завершении строительства до конца 2021 г.
По качеству работ к Allseas вопросов ранее не возникало, а за прошедшие 2 года с уложенными на дно Балтийского моря участками МГП Северный поток-2 не должно было ничего случиться.
Однако активность исследовательских судов в водах Финляндии и Швеции все больше беспокоит.
Впрочем, сомнений в завершении строительства уже нет, а вот рентабельность проекта — это большой вопрос, поскольку именно на снижении рентабельности сейчас сконцентрированы усилия Запада.