Российские нефтяные компании получили рекордные выплаты из федерального бюджета в рамках механизма стабилизации цен на бензин.
В июне федеральная казна перечислила нефтяникам почти 100 млрд рублей, следует из данных Минфина.
Из этой суммы 51,2 млрд рублей составили выплаты по депмферу на бензин и дизель, а еще 46,8 млрд — пришлось на обратный акциз.
В общей сложности с начала года бюджет доплатил нефтяным компаниям 125,1 млрд рублей в рамках системы, введенной в ответ на бензиновый кризис 2018 года.
Она работает следующим образом: если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, что те продавали топливо в стране; в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть сверхприбыли в бюджет.
Так происходило в прошлом году: нефтяники отдали в казну дополнительно 356 млрд рублей. Но зимой эти потоки начали снижаться на фоне роста цен на нефть и слабости курса рубля, а весной развернулись в обратном направлении.
С марта по июнь бюджет доплатил нефтяной отрасли 256,2 млрд рублей. Существенного эффекта, впрочем, эти меры не возымели. Биржевые цены на бензин взлетели на 22% с декабря прошлого года по июнь текущего. Аи-92 в рознице подрожал на 2,01 рубля с начала года, Аи-95 — на 1,96 рубля, по данным Thomson Reuters Kortes.
За неделю с 28 июня по 2 июля средние цены на АЗС выросли еще на 5 копеек, до 45,67 рубля за литр Аи-92 и 49,17 рубля — за литр АИ-95.
Ответом правительства станет дальнейшее увеличение выплат нефтяным компаниям. Соответствующий закон был принят ГосДумой 16 июня и подписан президентом Владиром Путиным 2 июля.
Он предполагает выплату еще 350 млрд рублей нефтяникам в 2021-23 гг за счет изменения формулы демпфера.
Для этого индикативная цена бензина, относительно которой рассчитываются платежи, будет снижена на 4 тысячи рублей за тонну, до 52,3 тысячи рублей на текущий год; на 3,8 тысячи рублей — на следующий год (до 59 тысяч рублей за тонну) и на 4,1 тысячи рублей на 2023 год (до 62 тысяч рублей за тонну).
Кабмин рассматривал и более жесткие меры вплоть до запрета на экспорт и заморозки цен на бензин, чтобы охладить внутренний топливный рынок, где цены росли в 1,5 раза быстрее инфляции.
С просьбой принять срочные меры в правительство обращался Российский топливный союз (РТС), объединяющий более 20 ассоциаций АЗС и участников рынка.
Но лоббистские возможности нефтяных мейджоров оказались сильнее, и после совещания с топ-менеджерами крупнейших добытчиков «черного золота» правительство приняло решение не спешить с жесткими шагами.
На совещании у вице-премьера Александра Новака нефтяники договорились подождать некоторое время, чтобы оценить действие скорректированного демпфирующего механизма.