В России собираются строить водородные заправки. Первые сто заправочных станций для водородных автомобилей будут открыты в России в 2025 году, говорится в утвержденной правительством концепции по развитию производства электрического автотранспорта до 2030 года.
Согласно документа, всего до 2030 года в стране должно быть установлено не менее 1 тыс. штук водородных заправок.
К январю 2024 года отраслевые ведомства должны будут разработать правила субсидирования строительства водородных заправок. По замыслу предусмотрено бюджетное софинансирование — 25% затрат на создание водородных заправочных станций и 30% затрат на технологическое присоединение к инфраструктуре.
Известно, что альтернативные виды транспорта в России раскручиваются довольно медленно. К примеру, рынок электромобилей, стремительно растущий в Европе и Китае, набирает обороты с трудом. О прогнозе по водородному сегменту, НГВ спросила у старшего консультанта VYGON Consulting Екатерины Колбиковой.
По словам эксперта, водород показывает высокую эффективность в качестве топлива в сегментах дальних перевозок (поезда, грузовые ТС). Это связано с тем, что здесь мало жизнеспособных низкоуглеродных альтернатив. К примеру, ни один автопроизводитель еще не наладил массовый выпуск грузовых электромобилей.
«В целом потенциал потребления водорода на транспорте в странах АТР, где такой транспорт развивается наиболее активно, составляет около 2,5 млн т H2 на горизонте 2040 г. В России же востребованность такого топлива со стороны транспорта будет скорее определяться объемом пилотных проектов и потенциальной господдержкой», — отмечает Екатерина Колбикова.
На этапе пилотных проектов, как правило, осуществляется перевод муниципальных транспортных средств – автобусов, маршруток, грузовиков, имеющих установленные маршруты следования. Это позволяет обеспечить высокую загрузку заправочной инфраструктуры и оценить эффективность такого мероприятия.
Пока водородный транспорт считается дорогим удовольствием. «В странах АТР приобретение и использование грузового транспорта на водороде при текущих розничных ценах обходится автовладельцу почти в 2 раза дороже, чем на дизеле», — уточняет Колбикова. Удешевление экономики владения ожидается за счет эффекта масштаба, который предполагается достичь с помощью госфинансирования НИОКР. В Китае, к примеру, в 2020 г. программа поддержки НИОКР запустилась одновременно с отменой субсидий на покупку водородных ТС.
По словам эксперта в России водород на заправке должен стоить не более 3 долл./кг, чтобы конкурировать по цене с дизтопливом для грузового транспорта. Для сравнения, розничная цена водорода в Японии составляет не менее 10 долл./кг.
Интересным представляется вопрос и цены водородных заправок. Так средняя стоимость строительства одной АГНКС, по оценкам специалистов, составляет порядка 160 млн руб., строительство АЗС – около 40 млн рублей, заправочный комплекс для электромобилей отечественного производства стоит 300 тыс. руб.
«При проливе 200 кг H2/сут. стоимость строительства водородной АЗС составляет порядка 1 млн долл. При этом в ряде стран субсидирование строительства водородной инфраструктуры позволяет сократить затраты до 0,4-0,5 млн долл., что сопоставимо со стоимостью традиционной АЗС», — комментирует Екатерина Колбикова.