Долгосрочная транспортная стратегия РФ, проект которой правительство РФ рассмотрит 26 марта, предполагает строительство трех высокоскоростных ж/д магистралей, в том числе появление к 2035 году ВСМ Москва — Юг, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.
Маршрут новой ВСМ Москва-Юг, согласно стратегии, пройдет от Москвы через Тулу, Воронеж и Краснодар в Сочи. В РЖД «Коммерсанту» пояснили, что по вопросу строительства этой ВСМ уже проведены публичные слушания по ОВОС. По материалам 2012 года протяженность трассы должна была составить 1,5-1,6 тыс. км, ВСМ должна обеспечивать прохождение пути Москва-Адлер за восемь часов. Прогнозный пассажиропоток к 2030 году оценивался в 9,5 млн человек в год.
В проект транспортной стратегии также включен проект строительства ВСМ Москва-Петербург стоимостью 2,295 трлн руб., которую, по стратегии, планируют достроить к 2027 году и проект ВСМ «Евразия» с грузо-пассажирским движением (от Берлина до Пекина с российским участком стоимостью 3,6 трлн руб.), отмечает издание.
В приложениях отмечено, что сроки и стоимость южной ВСМ и трассы «Евразия», будут «уточняться исходя из имеющихся финансовых и иных условий реализации».
Как напомнил глава Союза пассажиров Кирилл Янков, ВСМ до Сочи в разное время фигурировала во многих отраслевых документах. По его мнению, расстояние между Москвой и Сочи слишком велико, чтобы ВСМ в принципе была конкурентоспособной относительно авиатранспорта. На отдельных маршрутах, таких как Москва-Ростов, Москва-Воронеж или Ростов-Сочи, отмечает он, она была бы востребована. Однако восемь часов — слишком большой срок в пути. ВСМ со спальными местами в мире мало распространены, да и оптимальная продолжительность поездки, предусматривающей сон, больше — порядка 11 часов, полагает Янков.
Хорошо, что нежизнеспособные проекты ВСМ отнесены на 2035 год, что равнозначно «никогда», считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Что касается ВСМ до Петербурга, то 2027 год также весьма амбициозная дата с учетом неясности относительно затрат, а также того фактора, что конъюнктура мировых рынков может заставить государство пересмотреть свои приоритеты по вложениям в подобные проекты, полагает он.